Галина Ардзинба
Создание предметно-развивающей среды в ДОУ для развития познавательного интереса детей
▼ Скачать
+ Заказать документы
Создание предметно-развивающей среды в ДОУ для развития познавательного интереса детей
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
гласит китайская пословица
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Публикация «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ для развития познавательного интереса детей» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей : ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученый, доктор психологических наук, академик РАО Н. Н. Поддьяков выделяет деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».
Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н. Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Основы этих качеств закладываются и развиваются в дошкольном детстве. Именно этот сенситивный для творчества период важно не упустить.
Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т. п. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.
Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети учатся анализировать, критически мыслить. Удивление, радость от успеха, гордость при одобрении взрослого формируют у ребенка уверенность в собственных силах, побуждают к дальнейшему исследовательскому поиску.
Так, например, на занятиях по изобразительной деятельности можно использовать различные технические приемы и нетрадиционные материалы. Мы рисуем с детьми одуванчиками, пальцами и ладонями, ватными палочками, поролоном, смятыми салфетками. Смешение красок приводит к удивительному для детей результату. Дети экспериментируют. Они не могут пройти мимо разнообразных по форме камешков, собирают их, раскрашивают красками, превращая в насекомых, цветы. Вызывает восторг детей рисование мыльными пузырями. У детей возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных материалов. Дети начинают экспериментировать и творить.
В театрализованной деятельности дети с удовольствием принимают участие в теневом театре и если у них в процессе работы детская ручка превращается в зайчика, собачку или птичку дети приходят в восторг. Дети экспериментируют. Приоритетным направлением нашего детского сада является социально-личностное развитие ребенка через экологическое воспитание, которое реализуется по парциальной программе «Юный эколог» С. Н. Николаевой, содержание которой интегрируется с содержанием разделов «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. При экспериментировании с природным материалом (водой, песком, глиной, камнями, почвой) используем циклы занятий из программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».
Целью опытно-экспериментальной деятельности детей является формирование целостной картины мира и расширение кругозора.
Поэтому за основу своей работы с детьми по развитию познавательной активности мы взяли опытно-экспериментальную деятельность детей в природе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- формировать новое экологическое мышление у дошкольников через внедрение экспериментально-исследовательской деятельности в экологической работе с детьми;
- формировать понятия взаимосвязей живого и неживого;
- формировать основные понятия о сходстве растительного и животного мира;
- развивать способности детей к изучению причин, анализу и оценке экологических проблем;
- развивать навыки экспериментального исследования;
- обучать навыкам и правилам пользования элементарным лабораторным оборудованием и увеличительными приборами;
- обучать самостоятельно делать выводы и оформлять свои наблюдения в виде рисунков, схем, знаков;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Перед коллективом встала задача: 1. Создание определенной развивающей среды в детском саду;
2. Изучение методической литературы по организации экспериментальной деятельности детей в учреждении;
3. Создание условий развития экспериментальной деятельности дошкольников;
4. Разработка перспективного планирования работы по опытно-экспериментальной деятельности.
5. Развитие познавательной активности детей посредством опытов и экспериментов.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группах у нас в детском саду общими усилиями педагогов создан «Зимний сад», экологическая комната, где оборудована и постоянно оснащается детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:
приборы-помощники: микроскоп, лупы, песочные часы, магниты, измерительные приборы; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) трубочки, воронки, сито, тарелочки, стаканчики, песочные формочки, ложки, пипетки;
образцы песка, глины, чернозема;
полезные ископаемые: известняк, уголь;
камни – галька, гравий, керамзит, гранит, железо, мел и др.
семена цветов, овощей и фруктов, образцы семян деревьев: шишки, желуди, крылатки;
зерновые культуры.
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья, различные семена.
Также в экологической комнате оформлены уголки: «Откуда хлеб пришел», «Недра Земли», «Юный натуралист»; оформлена выставка «Фито-дизайн»; созданы мини – зоны : Пустыня, Арктика, Лес, Водный мир.
Для решения задач были разработаны педагогами циклы опытов с природным материалом, конспекты занятий, наблюдений за объектами живой и неживой природы, оформлены альбомы по временам года, собран фольклорный материал о природе, собраны дидактические игры и художественная литература.
Разработали перспективное планирование занятий по теме: “Опытно -экспериментальная деятельность дошкольников”, которое включает в себя:
-экспериментальную деятельность, организованная педагогом;
-познавательное занятии с элементами экспериментирования;
-демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
-долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется во второй половине дня 1 раз в неделю: с детьми среднего дошкольного возраста по 15-20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
Детям предоставлен выбор объектов, материалов, предметов в познавательной, экспериментальной деятельности.
Камни, песок, глина, земля, вода круглогодично присутствуют в экологической комнате. Дети изучают их свойства, качества. В цикле опытов с водой и песком малыши играли: пересыпали песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывали в него различные предметы и откапывали их, строили горки, дорожки и др. ; проводили эксперименты: процеживали через сито, переливали через лейки, трубочки, понимали, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет и т. д. С помощью увлекательных исследований дети выделили, сравнили свойства песка и глины, выяснили, что в почве есть для жизни живых организмов. При ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека используются такие методические приемы как:
наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент “Какая сила у ветра?”;
для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра “Разный ветер” (холодный, теплый). Опыты с воздухом помогли детям понять, почему дует ветер, почему появляются волны, что воздух легче воды.
Опыты и наблюдения повторялись, усложнялись, переносились из комнаты в природную среду и наоборот, что оставляет яркий след в душе ребенка. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды -в лед и т. п., такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т. п. вызывают у детей этого возраста особый интерес.
Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет малыш Чипполино и его друг Цветочек, от имени которых предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: “Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?” Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем некоторые воспитанники просто залили водой семена. А некоторые дети воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате этого эксперимента дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали, и только во влажных проросли, а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность этого эксперимента составила 12 дней. В результате работы в экологической комнате дети получили представления о различных свойствах веществ, об объектах живой и неживой природы.
В экологической комнате имеется исследовательский уголок «Огород круглый год»
В уголке дети высаживали семена цветов, овощных культур. Дети познакомились с выращиванием семян разными способами: без почвы – тыквы и фасоли, черенками – тополя и ивы; на тарелке – корнеплоды морковь и свеклу. Для того чтобы установить, почему семя календулы проросло быстрее семян зорьки, мы рассматривали их через лупу, ощупывали. Помещая луковицы в разные условия, ограничивая опытные образцы в свете, тепле, воде, дети наблюдали за их развитием, зарисовывали этапы роста, скорость выбрасывания перьев лука, их окраску. Дети схематично зарисовали изменения в развитии растений, что дало им возможность закрепить полученные знания о росте, развитии растений, понять как важен уход за ними.
При проведении опытов используется личностно-ориентированный подход, чтобы каждый ребёнок сформулировал своё предположение о том, какой будет результат, объяснил, почему он так думает. Поэтому дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи. У детей заметно развилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения.
Наблюдая за тем или иным объектом дети ведут дневник наблюдения, делают определенные зарисовки.
Наблюдение требует от ребёнка большой концентрации внимания, умственных усилий. Поэтому на прогулках, экскурсиях мы обращаем внимание детей на красоту окружающей природы, можно предложить выбрать дерево во дворе, отнестись к нему как к живому существу, замечать новые побеги, засохшие ветви. Таким образом, у детей развивается логика, память, мышление.
Дети занимаются творчеством, делают различные поделки из природного материала, картины из засушенных листьев, цветов, мха, коры, гербарии местных растений, которые используют на занятиях в группах.
Оформлен стенд для детей «Наши открытия», где дети с помощью воспитателя фиксируют все, чем они занимались в экологической комнате, что открыли для себя нового.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Были разработаны советы родителям “Как помочь маленькому исследователю”, картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, “Цветные льдинки” (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например “Секретное донесение” (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).
Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика.
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.