ЕкатеринаЩербина
Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды для организации игровой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования развивающей предметно - пространственной среды для организации игровой деятельности дошкольников (группового помещения, кабинета, прогулочной веранды).
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка…»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды для организации игровой деятельности дошкольников» размещена в разделах
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребёнка. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребёнка исчезнет стремление узнавать новое, появится апатия и агрессия. В связи с этим, чтобы избежать проявления столь отрицательных чувств, мы создали окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребёнка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Предметно - пространственная среда логопедической группы и кабинета специалиста выполняет образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Она имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Предметный мир, окружающий ребёнка, по необходимости пополняется и обновляется, приспосабливая по запросам ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой дошкольного учреждения :
1. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения и логопедического кабинета обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает :
2.1Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. 2.2Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций. Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды нами ориентировано на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности соответствует "зоне актуального развития" самого слабого и находится в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка. Для того чтобы развивающая предметно-пространственная среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования мы придерживались основных принципов её построения.
Принцип дистанции позиции при взаимодействии - организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого.
Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Принцип стабильности-динамичности - педагогами группы созданы тематические зоны
- игровое спортивное оборудование;
- игровые столы сложной конфигурации;
- кукольный театр;
- костюмерная;
- игрушки-заменители.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность заниматься детям одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип информативности предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования.
Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.
Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребёнка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития».
- игровые зоны;
- современных игрушек;
- развивающих игр;
- дидактического и демонстрационного материала;
- материала для продуктивной деятельности;
- атрибутики для творческой деятельности;
- уголков экспериментирования;
- уголка природы;
- логопедического уголка;
- фонотеку, видеотеку;
- спортивного инвентаря и оборудования и т. д.
На подгрупповых и индивидуальных занятиях в ходе всей коррекционной работы для создания мотивации и облегчения усвоения учебного материала детьми я использую игровой,наглядно- дидактический материал, различные виды театров,представленные в развивающей предметно - пространственной среде группы и кабинета. Совместно с педагогами группы широко применяю игры и тренажеры, приобретенные и изготовленные своими руками для развития мелкой моторики, артикуляционного аппарата, постановки и автоматизации звуков, развития речевого дыхания, формированию лексики, связной речи и др.
На территории площадки расположена прогулочная веранда, где нами созданы условия для коррекционно - развивающей работы с детьми. Подобраны игры и пособия для развития мелкой моторики рук, предметные и сюжетные картинки, настольно-печатные дидактические игры, подборки игр для обучения детей рассказыванию и совершенствованию грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам. Педагоги группы организовали пространство теневого навеса так, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности совместно со сверстниками и индивидуально.
Данная организация коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете, групповой площадке и теневом навесе помогает решать различные коррекционные задачи, а грамотно подобранные методические пособия дают возможность повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей у детей с общим недоразвитием речи.
Таким образом, опираясь на принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, педагогами группы и мною выстроена оптимальная модель создания развивающей среды, где особое место отведено организации игровой деятельности.
Сформированная с учетом основных принципов развивающаяпредметно пространственная среда обеспечивает детям условия для всестороннего развития и возможность педагогам через игровую деятельность реализовать образовательные задачи в соответствии с ФГОС ДО.