Ирина Мартынович
Опыт работы учителя-дефектолога по сенсорному развитию детей с нарушениями интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Мартынович Ирина Сергеевна, учитель-дефектолог.
«Опыт работы учителя-дефектолога по сенсорному развитию детей с нарушениями интеллекта».
Работа с детьми с ОВЗ требует от педагогов постоянного поиска эффективных приемов и методов воспитания, обучения, способов взаимодействия с воспитанниками.
Публикация «Опыт работы учителя-дефектолога по сенсорному развитию детей с нарушениями интеллекта» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Детям с нарушениями интеллекта часто свойственна пассивность, низкий интерес к окружающему, неустойчивость внимания, нарушения поведения и эмоциональная нестабильность. Возникают трудности при организации занятий. Работа с детьми должна быть организована специальным образом: необходимы особый педагогический подход и специальные методы; для них необходимо создавать особую сенсорную среду, эмоционально окрашенную атмосферу игр и занятий. Одним из таких универсальных методов являются сенсорные боксы.
Сенсорный бокс (коробка) - это емкость, в которую насыпаны и положены материалы и предметы разных размеров и фактур. Для ребенка это возможность изучить многообразие форм, материалов и явлений окружающего мира. Дети познают мир и развивают речь через пальчики, и это возможность потрогать, попробовать.
Сенсорное развитие является базой для развития всех психических функций ребенка.
Целью работы является : развитие сенсорного восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта с помощью использования сенсорных боксов в игровой деятельности.
В ходе реализации такой игровой деятельности решаются следующие задачи:
• обогащение чувственного опыта и опыта практических действий с материалами и предметами;
• проявляется познавательный интерес, интерес к деятельности;
• развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия воспитанников;
• формирование и развитие представлений о форме, размере, цвете;
• развитие координации движений и согласованности действий обеих рук;
• развитие пространственных и количественных представлений;
• стабилизация эмоционального состояния детей.
Мы используем пластиковые контейнеры разного размера с крышками. Наполняем различными материалами: рис и макароны (крашеные пищевыми красителями, манка, горох, фасоль, гречневая крупа, пшено; аква-грунт, вода, песок, вата, салфетки, мягкие шарики, игрушки, камешки (марблс, шишки, различные фигурки, фетр, ракушки.
Для игр используются различные инструменты: совочки, ложки, лопатки, стаканчики, сито, воронки, лейка, пинцет, веревочки.
Практически на любую лексическую тему можно создавать новый бокс: например, «животные», «насекомые», «птицы», «овощи», «фрукты», «времена года», «растения», и другие.
Использование сенсорного бокса в работе с детьми не требует больших усилий и материальных затрат, что немаловажно. Нужно только показать ребенку возможности для самостоятельной игры. А впоследствии игра может становиться творческой: дети играют так, как считают нужным.
Кому-то из детей доступны только простые действия: трогать, пересыпать, переливать; кому-то более сложные – классифицировать по цвету и форме, конструировать; совершать действия по инструкции педагога; с кем-то удается организовать простую сюжетную игру. Также детям свойственно отторгать некоторые материалы (например, песок, но у нас есть альтернатива: мягкие шарики, аква-грунт, вата.
Мы всегда помним о безопасности и гигиене во время игры. «Особенным» деткам свойственно пробовать предметы на вкус. Во время игр детей с такими боксами необходимо находиться рядом с ребенком, чтобы избежать проглатывания мелких предметов и веществ. Играем только вместе.
Сенсорные боксы – это простор для творчества педагога, возможность пополнять и совершенствовать предметно-развивающую среду и найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику, независимо от возраста и возможностей.
Использование метода не имеет временных рамок, поскольку всегда есть возможность обновить боксы: добавить новые материалы для наполнения, новые темы, новые способы действий.
Тактильная форма ощущений является у детей с ОВЗ очень значимой. Это одна из форм познания окружающего мира.
Нам удалось достичь главной цели – привлечь внимание детей, развить интерес к практической деятельности. Мы стараемся стать более усидчивыми, постепенно увеличивая время игры-занятия. Дети овладевают новыми навыками, улучшается качество взаимодействия, развивается понимание обращенной речи и пополняется пассивный словарный запас. У детей отмечается улучшение координации движений, согласованности действий обеих рук, переход от захвата ладонью к захвату щепотью, пинцетный захват. Если удается организовать совместную игру детей, они учатся сотрудничать, делиться игрушками.
Коррекция и развитие сенсорной сферы позволяет улучшить социализацию детей с нарушением интеллекта и дает толчок для формирования навыков практической деятельности. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью посредством таких игр освобождается от напряжения, стабилизирует эмоциональное состояние.