Роза Лунина
Технические умения и навыки как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Технические умения и навыки как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Именно поэтому, актуальность изучения способов и методов развития мелкой моторики в качестве изобразительной деятельности бесспорна. Помогать ее развитию нужно с младенческого возраста, когда ребенок совершает первые хватательные движения, тянется за яркой игрушкой. Будущие успехи в обучении, а значит, и практически вся последующая жизнь, во многом связана с тем, как будет развиваться рука малыша, его пальчики. И хотя это развитие происходит независимо от взрослых, тем не менее, ему нужно помогать и стимулировать. А взрослые недостаточно уделяют этому процессу внимание. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма.
Недостаточный уровень развития мелкой моторики проявляется также в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И. П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление.
Условием правильного развития детского рисования В. М. Бехтерев считает обучение маленьких детей технике рисования : держанию карандаша, пользованию им. Он пишет: «Разумно организованное подражание взрослому, по его мнению, не лишает детское рисование возрастного и индивидуального своеобразия»
Многие специалисты, анализируя детское творчество и выделяя его сходство с творческой деятельностью взрослого художника, отмечали его своеобразие и огромную значимость.
Проблема развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технических умений и навыков достаточно изучена в психолого-педагогической литературе, при этом на практике отсутствует система использования технических умений и навыков на занятиях изобразительного искусства.
Таким образом, сложилось противоречие между теорией и практикой. Исходя из выделенного противоречия, можно сформулировать следующую проблему: как эффективно развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста посредством применения технических умений и навыков? Ответ на этот вопрос составил цель нашего исследования.
Объект исследования – процесс развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – технические умения и навыки как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Охарактеризовать особенности технических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать серию занятий по изобразительной деятельности для развития мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста посредством технических умений и навыков.
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
-теоретические: анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата.
-эмпирические: изучение и анализ продуктов изобразительной деятельности, наблюдение.
Мы подобрали цикл занятий на которых закрепляли навыки держания кисти; навык положения руки с кисточкой при рисовании (вертикальных и горизонтальных линий); навык ведения линий кистью; умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приёмах рисования; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного изменения размаха движения; навык удержания направления движения.
В ходе работы использовались разнообразные материалы, предоставлялась возможность выбора, создавались ситуации, где дети - искали новые решения, творческие подходы.
На занятиях изобразительной деятельности дети познакомились со следующими техниками рисования :
-обводка по контуру рисунка;
-тычок жесткой полусухой кистью и рисование по мокрому;
-закрашивание предмета разными приемами ;
-рисование с использованием разных видов кистей;
- зеркальное рисование.
На заключительном этапе исследования большинство детей показали достаточно хороший уровень развития мелкой моторики руки, так же увеличилось качество изображаемого рисунка, линии стали ровнее, меньше прослеживаются прерывистые линии.
Соответственно можно сделать вывод, что предложенные нами техники работ с изобразительным материалом способствовали повышению уровня развития мелкой моторики у старших дошкольников.
Применение различных техник рисования с изобразительным материалом способствует развитию мелкой моторики руки, развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребенка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея приемами работы с карандашом и кисточкой на разном материале, ребенок получает возможность выбора, что развивает еще и творческие способности дошкольника.
Полученный результат подтверждает эффективность использования предложенных техник работы с кисточкой и карандашом.