Папки-передвижки

Технические умения и навыки как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста

Роза Лунина
Технические умения и навыки как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать

Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Публикация «Технические умения и навыки как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Именно поэтому, актуальность изучения способов и методов развития мелкой моторики в качестве изобразительной деятельности бесспорна. Помогать ее развитию нужно с младенческого возраста, когда ребенок совершает первые хватательные движения, тянется за яркой игрушкой. Будущие успехи в обучении, а значит, и практически вся последующая жизнь, во многом связана с тем, как будет развиваться рука малыша, его пальчики. И хотя это развитие происходит независимо от взрослых, тем не менее, ему нужно помогать и стимулировать. А взрослые недостаточно уделяют этому процессу внимание. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма.

Недостаточный уровень развития мелкой моторики проявляется также в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И. П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление.

Условием правильного развития детского рисования В. М. Бехтерев считает обучение маленьких детей технике рисования : держанию карандаша, пользованию им. Он пишет: «Разумно организованное подражание взрослому, по его мнению, не лишает детское рисование возрастного и индивидуального своеобразия»

Многие специалисты, анализируя детское творчество и выделяя его сходство с творческой деятельностью взрослого художника, отмечали его своеобразие и огромную значимость.

Проблема развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технических умений и навыков достаточно изучена в психолого-педагогической литературе, при этом на практике отсутствует система использования технических умений и навыков на занятиях изобразительного искусства.

Таким образом, сложилось противоречие между теорией и практикой. Исходя из выделенного противоречия, можно сформулировать следующую проблему: как эффективно развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста посредством применения технических умений и навыков? Ответ на этот вопрос составил цель нашего исследования.

Объект исследования – процесс развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – технические умения и навыки как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы проблемы развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе.

2. Охарактеризовать особенности технических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

3. Подобрать серию занятий по изобразительной деятельности для развития мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста посредством технических умений и навыков.

4. Проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

-теоретические: анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата.

-эмпирические: изучение и анализ продуктов изобразительной деятельности, наблюдение.

Мы подобрали цикл занятий на которых закрепляли навыки держания кисти; навык положения руки с кисточкой при рисовании (вертикальных и горизонтальных линий); навык ведения линий кистью; умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приёмах рисования; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного изменения размаха движения; навык удержания направления движения.

В ходе работы использовались разнообразные материалы, предоставлялась возможность выбора, создавались ситуации, где дети - искали новые решения, творческие подходы.

На занятиях изобразительной деятельности дети познакомились со следующими техниками рисования :

-обводка по контуру рисунка;

-тычок жесткой полусухой кистью и рисование по мокрому;

-закрашивание предмета разными приемами ;

-рисование с использованием разных видов кистей;

- зеркальное рисование.

На заключительном этапе исследования большинство детей показали достаточно хороший уровень развития мелкой моторики руки, так же увеличилось качество изображаемого рисунка, линии стали ровнее, меньше прослеживаются прерывистые линии.

Соответственно можно сделать вывод, что предложенные нами техники работ с изобразительным материалом способствовали повышению уровня развития мелкой моторики у старших дошкольников.

Применение различных техник рисования с изобразительным материалом способствует развитию мелкой моторики руки, развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребенка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея приемами работы с карандашом и кисточкой на разном материале, ребенок получает возможность выбора, что развивает еще и творческие способности дошкольника.

Полученный результат подтверждает эффективность использования предложенных техник работы с кисточкой и карандашом.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего дошкольного возраста " Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторике рук и речи детей младшего возраста". У мелкой моторики есть очень важная особенность.

Работа с песком, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Доклад из опыта работы «Работа с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Введение Одной из основных.

Игровая технология «Пальчиковые дорожки» как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаИгровая технология «Пальчиковые дорожки» как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста Исследованиями учёных было установлено, что уровень речи напрямую зависит от формирования движений пальцев рук. Известному педагогу В. А.

Использование пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста Использование пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Мелкая моторика - это способность выполнения.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму для детей младшего дошкольного возраста Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму для детей младшего дошкольного возраста. 1. Пальчиковая.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

«Техника «торцевание» как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Санаторная школа – интернат №133, ДО Методическая разработка.

Песочная технология как средство развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста ПЕСОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Актуальность данной темы заключается в том,.

План самообразования педагога «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА Ф. И. О. педагога: Нягашкина Алла Анатольевна Должность: Воспитатель Образование: средне-специальное педагогическое.

Самообразование «Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей» для младшего дошкольного возраста Актуальность. Актуальность данной темы посвящена изучению развития мелкой моторики кисти и пальцев рук у ребенка. По данным исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технические умения и навыки как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 марта 2019 в 18:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технические умения и навыки как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Роза Лунина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД