Яна Сутурина
Опыт работы «Создание условий для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сутурина Яна Валерьевна
МБОУ «СОШ №4» (дошкольное отделение)
Тема: «Создание условий для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для полноценного развития ребенка и влияет на развитие таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. Развивая руку ребенка, мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость.
Публикация «Опыт работы „Создание условий для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2019
Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения : сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга на развития мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Но как показывает опыт, развитие у детей мелкой моторики происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие – с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения неточны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая.
Это происходит из-за того, что в основе развития мелкой моторики лежат сложные, многокомпонентные нейрофизиологические механизмы. Незрелость одного или нескольких компонентов приводит к трудностям развития мелкой моторики. Детям с такой проблемой нужна специальная помощь по развитию зрительно-моторной координации, чувства ритма, зрительного восприятия и внимания, зрительно-пространственных представлений.
Целью самообразования является создание условий для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения данной цели я решаю следующие задачи:
• Создать подборку заданий и пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы играми, направленными на развитие мелкой моторики рук.
• Готовить к овладению навыков письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем в школе.
В своей работы предполагаю достигнуть следующих результатов:
Развить к школьному возрасту у детей :
• Сенсорно-моторную координацию
• Мелкую моторику кистей рук и пальцев
• Точности и координации движений рук и глаз
• Гибкость рук
• Творческие способности
Работая над темой самообразования, я следовала принципу «от простого к сложному». Для этого в начале учебного года мы изучили уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. С учетом полученных данных мы разработали перспективный план на учебный год с усложнением уровня заданий.
В своей работе использую различные пальчиковые игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук, дидактические игры и упражнения с использованием счетных палочек и цветных спичек. Из бросового материала изготовили дидактические пособия: «Ёлочка», «Числовой ряд», «Паутинка». Игра с нитками (цепочками). Игры с бельевыми прищепками. «Навязывание веревочек», «Застегни пуговицу». «Собери красивые бусы», «Составь узор из фасоли», «Раскладываем камешки по цвету», «Сортируем крупу».
В непосредственно образовательную деятельность включены следующие приемы: «Рисование по точкам», «Дорисуй картинку», «Выполни штриховку», «Обведи букву по пунктиру», «Продолжи ряд линий разной величины и формы», «Нарисуй картинку по описанию», «Раскрути – закрути спираль», «Обведи и раскрась только садовые цветы» и другое. Графические диктанты.
В рамках изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование) с детьми использовались как традиционные формы, так и нетрадиционные: рисование нитками, зубными щетками, ватными палочками; отпечаткаи ладоней с дорисовыванием, пластилинография с использование бисера, круп; симметричная, ленточная, обрывная, модульная аппликация.
В рамках конструктивной деятельности для развития мелкой моторики использовался метод оригами. Так же в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста использовались игры со спичками, бисером разной формы и размера, пуговицами, шнуровкой, природным материалом.
В группе создан уголок творчества под названием «Сделай сам», где дети по собственному желанию могут выполнять работы самостоятельно (лепить, вырезать, рисовать красками и цветными карандашами, работать с бумагой).
Активное участие в работе над темой самообразования принимали родители. Совместно с ними и детьми мы создали разные виды театра. Пальчиковый: из стаканов, крышек, с удовольствием разыгрывали сказки с детьми, а также придумываем собственные сюжеты. Создавали необходимые условия (тетради в крупную клетку, прописи, карандаши и другие «рисующие» предметы); обеспечивали усложнение заданий на развитие мелкой моторики, ставя перед ребенком новые, более трудные задачи; развивали правильные навыки выполнения упражнений (контроль за осанкой ребенка, правильное удерживание карандаша, выполнения линий различной формы). Активизировали интерес к графическим диктантам.
Для более полного информирования родителей о том, как развивать мелкую моторику рук детей, подбирали консультации по данной теме: «Развитие мелкой моторики у детей», «Игры для развития мелкой моторики у детей дома», «Как подготовить руку к письму».
Я уверена в том, что игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук, пальчиковые разминки должны проводиться систематически. Умелыми пальцы становятся не сразу. Во время выполнения упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы действия приносили детям только положительные эмоции.