Ольга Леонова
Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму
«Умные пальчики»
программа рассчитана на детей в возрасте: 5-6 лет
Содержание:
1. Пояснительная записка 1-2 стр.
2. Нормативно – правовые документы 3 стр.
3. Цель, задачи и принципы программы 3-4 стр.
4. Формы и методы работы 4 стр.
5. Условия и сроки реализации программы 5 стр.
Публикация «Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
6. Методическое и материальное обеспечение программы 5 стр.
7. Предполагаемый результат 6 стр.
1. Пояснительная записка:
Актуальность этой темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Слабое развитие моторики рук может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большие значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно научиться писать, писать он будет медленнее других, и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму и к учебным действиям вообще.
Наблюдая за детьми, мы заметили, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни дети не могут правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда и решили начать свою работу по развитию мелкой моторики рук.
Для того чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых, общее интеллектуальное развитие, во-вторых, готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
В статье 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» главы 10 ФЗ–37 «Об образовании в РФ» говорится о том, что дополнительное образование направлено «на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени».
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации своего свободного времени. Дополнительное образование дает возможность выявить и развить творческие способности детей.
Реализация дополнительного образования осуществляется через организацию кружковой работы. Мы уделили большое внимание выявлению интересов и способностей детей, а также обратили внимание на пожелания родителей, которые выявили через анкетирование, беседы, консультации.
Отличительные особенности программы заключается в том, что разработана она с учётом интересов и запросов родителей в ДОУ. Подготовка детей к обучению в школе является одной из актуальных проблем современной педагогики. В последнее время наблюдается тенденция усложнения программы первого класса, внедрение альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, которые предъявляют первокласснику более высокие требования.
Кружок «Умные пальчики» разработан в соответствии с основными положениями нормативно-правовых документов:
2. Нормативно – правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
2. Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении ФГОС ДО от17.10.2013г. №1155)
4. СанПиН
5. Нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность МБ ДОУ
Цель программы :
Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.
Задачи программы :
1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тактильной чувствительности, упражнять в координации движений с речью.
2. Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки в заданиях на штриховку.
3. Развивать пространственную координацию, конструктивные навыки, умение выполнять задания по словесной инструкции.
4. Способствовать развитию зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания, фонематического слуха.
5. Расширять знания и представления об окружающем мире.
6. Воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе.
7. Сохранение здоровья.
8. Воспитание положительного отношения к письму.
Принципы:
Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
Формы и методы работы :
1. Игры и игровые упражнения.
2. Занимательные задания.
3. Изобразительная и творческая деятельность.
Наглядный метод обучения и метод практических действий.
Ориентировочно – исследовательская деятельность, методы проблемно – поискового характера.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приё мам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
Особое внимание следует обратить на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги.
Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.
Условия реализации программы :
1. Систематическое проведение занятий
2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода
3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4. Сотрудничество педагога с семьёй.
Сроки реализации программы : учебный план рассчитан на 1 год обучения.
Занятия проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия для детей - 25 минут.
По количеству детей– 12 человек
Формы работы с детьми фронтальная и индивидуальная
Занятия в кружке комплексные, интегрированные
Методическое обеспечение программы :
• Картотека пальчиковых игр, физ. минуток
• Схемы для комбинаторики
• Печатные листы с заданиями
• Тематические иллюстрации
• Рисунки по клеточкам
• Штриховки
Материальное обеспечение программы :
• Простой карандаш
• Цветные карандаши
• Счётные палочки
• Трафареты
• Природный материал: семена подсолнуха, фасоль, каштаны, грецкие орехи, косточки.
• Игровизор
• «Чудо – крестики-2, «Логоформочки», «Соты».
• Пластилин
• Ножницы
• Цветная бумага
Предполагаемый результат
К концу года дети должны знать и уметь:
Знать:
гигиенические правила письма;
правильное расположение тетради и ручки при письме;
правила штриховки;
правила работы с ножницами.
Уметь:
сохранять правильную посадку и положение рук при письме;
правильно держать ручку, карандаш;
ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради;
выполнять штриховку, соблюдая правила;
самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры;
правильно держать ножницы и работать с ними;
конструировать из палочек и др. материала.
Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» :
участие в конкурсе «Весёлые трафареты»,
итоговое мероприятие для родителей «Умники и умницы».
Программно-методическое обеспечение :
1. Смородкина О. Г. Большая книга оригами для всей семьи. -М. :Астрель;СПб. :Сова,2011.-160с. :ил.
2. Кириченко Г. В. Оригами. Игрушки из бумаги. - М. : Астрель; СПб. : Полигон, 2011.-79с. : ил.
3. Белая А. Е. Пальчиковые игры – М. : «Астрель», 2001
4. Буре Р. С. Готовим детей к школе-М. «Просвещение»1987
5. Лыкова И. А. Мастерилка. ,2008
6. Маханёва М. Д. Обучение грамоте детей5-7 лет. Издательство «ТЦ Сфера», 2017.- 96с.
7. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. -М «Астрель», 2006