Полянская Елена
Опыт работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, поэтому, чем больше мастерства в детской руке, тем выше развитие ребёнка.
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Иными словами можно сказать : что мелкая моторика это – сфера двигательных функций организма. Моторику различают на мелкую моторику (движение ладоней и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба) Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Проблемы развития мелкой моторики изучаются достаточно давно. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, а так же речь. Абсолютно неоспоримый факт: что ритм нашей жизни очень изменился. Большинство родителей забыли, что такое колыбельная или сказка, рассказанная или прочитанная на ночь, не говоря уже об играх с пальчиками или ладошками. Многим проще посадить ребенка у телевизора или дать в руки современный гаджет (телефон или планшет, чем заняться с ребенком полезной, а главное развивающей игрой : полепить, порисовать, поиграть с мозаикой. Современные папы и мамы всегда торопятся, опаздывают, поэтому некогда ждать, когда ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботиночки или застегнет замочек или пуговицы. Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильно нарисовать, написать, раскрасить. Но если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать различные способы развития мелкой моторики эти серьёзные проблемы можно успешно решить
Публикация «Опыт работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В своей работе я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики. В группе есть много различных развивающих пособий, дети могут взять их в любое время и заниматься — это различного вида вкладыши, пирамидки, мозайки, кубики, пазлы, шнуровки и т. д., в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски. Ежедневно вместе с ребятишками мы играем в пальчиковые игры со словами, в дидактические игры. Но мне бы хотелось поговорить о нестандартных пособиях и играх и их применении в моей работе при развитии мелкой моторики рук.
• Закрывание крышек прекрасная тренировка для кистей - завинчивать и наоборот развинчивать крышки, используя бутылки или банки разных форм и размеров. Вскоре руки станут ловкими. Эта увлекательная игра не наскучит.
• Надевание разноцветных резинок на пальцы рук по схемам, изображенным на рисунках.
• Замечено, что детей забавляют бытовые прищепки. В группе есть театр на прищепках, пособие «Моё настроение», игры.
• Счетные палочки – первые помощники в любой деятельности. Из них мы выкладываем фигуры, буквы, цифры, ответы на загадки, решаем головоломки.
• Пособие «Волшебный куб».
• С помощью пуговиц, крышек от бутылок, ракушек создаём узоры и картины, развиваем творческое воображение.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Также ведется работа с родителям, было проведено собрание «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» в практической части собрания родители с помощью пуговиц и пробок от бутылок сделали картины, была организована выставка пособий и игр, даны рекомендации. Родителям я советую, дома каждый день заниматься с детьми различными играми, рисовать, лепить и. т. д. и скоро они заметят, что движения их малыша с каждым разом станут все более плавными, четкими и скоординированными. Итак, задача взрослых – помочь ребёнку начать полноценно использовать возможность движения рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться познавательных способностей ребёнка. Не стоит забывать и о том, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей дальнейшей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
-