Владимирова Мария
Выпускная квалификационная работа «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму
Выполнила: Владимирова М. В., студент 4 курса,
Руководитель: Добря М. Я., канд. фил. наук, доцент
ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова
Аннотация
Ключевые слова: мелкая моторика, пальчиковые игры, дошкольный возраст, игровая деятельность, подготовка к письму.
Публикация «Выпускная квалификационная работа „Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму“» размещена в разделах
- Выпускной. Сценарии выпускных в детском саду
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова на английском языке: fine motor skills, finger games, preschool age, gaming activities, preparation for the letter.
Актуальность нашей работы объясняется большим количеством психолого-педагогических исследований, в которых указывается, что степень развития мелкой моторики рук является одним из важнейших показателей интеллектуальной подготовленности ребёнка к школе. Ребёнок сможет освоить букву, если его пальцы хорошо послушны. Развитие мелкой моторики рук ребёнка тесно связано с развитием мышления и речи ребёнка. В этом случае обучение по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать задолго до того, как ребёнок пойдет в школу.
Цель работы : выявление особенностей развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и обоснование возможности методических приёмов для её развития в системе подготовки руки к письму.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
1) Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2) Рассмотреть психофизические основы развития координации рук и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
3) Охарактеризовать средства развития мелкой моторики рук у старших дошкольников.
4) Опытно – экспериментальным путем выявить уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
5) Экспериментальным путем доказать эффективность комплексной работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как основы подготовки руки к письму.
Объект исследования: подготовка руки ребёнка к письму в дошкольных образовательных учреждениях.
Предмет исследования: развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в системе подготовки руки к письму.
Общая характеристика работы : выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Общий объем работы составляет 53 страницы без приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, определена сущность и содержание понятия «мелкая моторика» и особенности ее развития у детей старшего дошкольного возраста; представлены основные характеристики мелкой моторики и пальчиковых игр и их влияние на подготовку руки к письму, а также особенности их использования для развития мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе содержится описание опытно-экспериментальной работы, которая включает в себя выявление исходного уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста; описание реализации составленной программы по использованию пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте; сделан анализ полученных результатов.
Глава 1. Психолого-педагогические основы подготовки руки ребёнка к письму у детей дошкольного возраста
1.3. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников в системе подготовки руки к письму
Как мы указали выше, существует три основных группы навыков письма : технические, графические, орфографические. В процессе письма образуются связи между движениями и элементами речи, важными для их обозначения в письменной форме. Именно поэтому во время образования данных связей дети сталкиваются с большими трудностями, которые связаны с сильной подвижностью предплечья, пальцев, руки, запястья. Трудностями и особенностями при написании является необходимость развития движений глаз и рук в одно и то же время. Выполнение, движений корректируется, контролируется, отправляется, путем сравнения результата с целью движения.
Безруких М. М. указывает: «Условия, при которых происходит формирование навыка, имеют большое значение». Чтобы оно происходило наиболее эффективно, необходимы следующие условия: осознанный анализ траекторий каждого движения, выделение основных ориентиров движения, включение в общий контекст деятельности с высокой игровой мотивацией» [25, с. 18-20]
Сложность формирования навыков письма, по мнению исследователей, заключается в сложности двигательных действий, возрастной недостаточности образования мелких мышц кисти и пальцев, неполного окостенения костей запястья и фаланг пальцев, несовершенство нервно-мышечной регуляции.
К шести семи годам небольшие движения рук улучшаются до такой степени, что «пауза между отдельными моторными актами резко уменьшается, движения становятся четкими, устойчивыми, менее напряженными, ребенок может произвольно регулировать основные параметры движений. Таким образом, моторная программа формируется и совершенствуется [26].
Письмо - сложный навык для ребёнка, требующий выполнения точных скоординированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти, концентрации внимания, контроля над своей деятельностью. Овладение письмом - это длительный процесс, который обычно проводится в первые месяцы обучения детей. Однако в дошкольные годы многое можно сделать в семье, а в детском саду можно подготовить ребенка к этому процессу и помочь будущему первокласснику в овладении письмом. Важно подготовить руку для письма в дошкольные годы, а не учить ребёнка писать. Это две совершенно разные задачи. Если ребёнка научить в детском саду писать и читать, то в школьные годы у ребёнка пропадёт желание этим заниматься, так как интереса так такого во не будет вызывать, потому что он это уже умеет.
Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает в себя несколько направлений:
1) Развитие навыков ручного труда (создание поделок, проектирование, рисование, моделирование, при котором развивается мелкая моторика, зрение, точность, умение начать работу, внимание, пространственная ориентация,
2) Развитие у детей чувства ритма, умения гармонизировать слова и движения в определенном ритме.
3) Развитие графических навыков - это происходит в процессе рисования и графической работы - рисование на клетках, раскраска, штриховка и другие виды заданий.
4) Развитие пространственной ориентации - это способность ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в правом верхнем углу, в середине, в верхней строке, в нижней строке.
Для развития мелкой моторики пальцев было разработано много интересных методов и приемов, использованы различные стимулирующие материалы. Основной принцип дидактики используется при построении процесса подготовки руки к письму : от простого к сложному.
Выбор игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуального желания ребёнка, от положительного эмоционального фона. Для любого человека в целом, независимо от его возраста, результат подразумевается. Следовательно, любое достижение ребёнка должно быть утилитарным и цениться;
Г) Умеренность : если ребёнок постоянно требует продолжения игры, вы должны попытаться обратить свое внимание на выполнение другого задания. Недопустимо переутомлять ребёнка в игре, что также может привести к негативу.
Система предназначена для подготовки детей к письму автора Т. И. Гризик, который начинается еще до того, как ребёнок входит в школу, включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:
1. Развитие ручного труда;
2. Развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения;
3. Развитие у детей чувства ритма, умения координировать темп и ритм движений, слов и жестов;
4. Развитие зрительных и графических навыков у детей.
Существует огромное количество игр и упражнений, которые развивают маленькие мышцы ребёнка. [29].
Первая группа игр проходит в контексте формирования навыков графической деятельности дошкольника и включает в себя как традиционные, так и нетрадиционные методы: составление различных рисунков, обводка,штриховка ; подразумевающая резку и налипание, работа с оригами, моделирование, различные шнуровки, рисование пальцами, ладонями, аппликация.
Вторая группа игровых приёмов включает в себя разработку определенных движений букв - работу в тетради в клетке, работу по линии тетради, умение рисовать линии, обрисовывать очертания фигур, а затем и букв.
«Важно обучать детей, сгибая и выпрямляя руку и пальцы, в правильной посадке и правильном положении тетради и карандаша. Рисование узоров, состоящих из длинных прямых и косых линий, штриховки. Дети также учатся рисовать завитки из центра справа налево, закрашивают круги и овалы»[32].
Работу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению письму следует проводить по четырем основным направлениям:
1. Развитие рук.
2. Подготовка к написанию техники.
3 Аналитическая и синтетическая деятельность.
4. Формирование элементарных графических навыков.
Предметом детального изучения в данной работе является первый этап - развитие руки.
Первое, что включает в себя этот этап, является формирование правильного захвата пишущего инструмента (ручка, карандаш). Для этого широко используются игровые упражнения с карандашом и пальцем.
Формирование правильного распределения мышечной нагрузки на руку является следующим компонентом развития мелкой моторики. Можно научить ребёнка правильно распределять нагрузку на мышцы при написании таких игр, как головоломки, лего, конструктор, при работе со штриховками, при ручном труде. На самом деле развитие мелкой моторики проходит через игровые задания (упражнения для пальцев, игры на пальцах - игра теней, театр бэбот, имитация швейных и вязальных движений).
Т. И. Бабаева включает в систему подготовки рук к письму : «развитие ручного мастерства (выполнение различных практических заданий, создание с помощью различных инструментов, в процессе которых такие качества, как точность произвольных движений рук, глаза, точность»), , внимание, концентрация) развиты; развитие зрительных и графических навыков у детей; развитие у детей чувства ритма, способности координировать темп и ритм движений»[24];
Существует множество игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, но наиболее интересными и доступными во всем этом разнообразии, как для детей, так и для взрослых, являются игры на пальцах. Они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладоней и пальцев. [21].
Игры на пальцах - это веселые упражнения для пальцев и ручек, которые с их помощью воссоздают любые стихи, рассказы, сказки. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики у дошкольников. Эти игры очень эмоциональны, интересны и интересны для детей, а также чрезвычайно полезны для их общего развития : [23]
Как правило, если движения пальцев развиваются в соответствии с возрастом. Вот почему тренировка движений пальцев и кисти рук является наиболее важным фактором, стимулирующим развитие ребёнка, помогающим улучшить подвижность движений, подготовкой руки к письму и, что не менее важно, мощным инструментом, улучшающим работу мозга. кора, стимулирующая развитие мышления ребёнка.
1. Способствовать развитию творческой активности. Ведь мы можем «рассказать» целые истории своими руками!
2. Активируйте двигательные навыки рук. Таким образом, развивается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает жесткость движений.
3. Помощь в игре для формирования элементарных математических представлений.
4. Научите вашего ребёнка сфокусироваться и правильно распределить его.
5. Развивайте память, потому что в играх с пальцами вам нужно много помнить: положение ваших пальцев, последовательность движений и просто стихи.
6. Развивайте эмоциональность, формируйте хорошие отношения как между детьми, так и между взрослыми и детьми.
Гимнастика пальцев - интересное и захватывающее упражнение, как для детей, так и для взрослых. Родители могут играть со своими детьми, но воспитатель может использовать их в своей работе. Игры пальцами можно использовать в любое время, как в режимные моменты, так и во время образовательных мероприятий. Но взрослые не должны забывать некоторые правила:
1. Прежде чем начать изучать новую игру пальцами с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений рук и пальцев.
2. Перед каждой игрой настраивайте детей, найдите способ заинтересовать их.
3. Желательно начать играть пальцами с разогрева пальцев: сгибание и разгибание. Вы можете использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячи.
4. При изучении новой игры все движения пальцев и рук выполняются взрослым и ребёнком медленно. Если ребёнок не может самостоятельно выполнить необходимые движения, он должен взять его за руку и действовать вместе с ним.
5. Необходимо обеспечить, чтобы дети выполняли движения руками и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой.
Все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, вовлекают родителей в этот процесс, помогают развивать мелкую моторику рук, речь, внимание, мышление, а также приносят радость и удовольствие. Уровень развития мелкой моторики рук – является одним один из важнейших показателей интеллектуальной подготовленности ребёнка к школе. Овладеть письмом ребёнок сможет, если его пальцы хорошо послушны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белая, А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития дошкольников : Пособие для родителей и педагогов. - М. : ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2010. - 46 с.
2. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 2010. - 349 с.
3. Борисенко, М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). - СПб. : «Паритет», 2010. - 144 с.
4. Жукова, О. Развитие руки : просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание, 2011. - №11. –С. 12-15.
5 Граббет Р, Росмэн М, 2011- Игры для малышей от 2 до 6 лет 160 с.
6. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М. : Педагогика, 2010. - 143 с.
7. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры. - СПб. : Издательский дом «Литера», 2010. - 32 с.
8. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - №1. - С. 60-64.
9. Система работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста : практические разработки / сост. М. П. Быкова. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2009. - 112 с.
10. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание. - 2009. - №6. - С. 34-36.