Лариса Турченко
Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук как эффективное средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней, очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в будущем ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, зависит речь человека. Доказано, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Публикация «Из опыта работы „Развитие мелкой моторики рук как эффективное средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
СЛАЙД 3
Данная проблема определила цель моей углубленной работы : развитие речи детей с общим недоразвитием речи через развитие мелкой моторики.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Задачи для детей в возрасте 5-6 лет :
-Развивать звуковую культуру речи детей с ОНР в процессе тренировки манипуляционных движений мелкой моторики (игры с песком, крупой, пуговицами, крышками, нитками, прищепками и др.)
-Развивать и накапливать активный словарь детей по лексическим темам через пальчиковые и логоритмические игры.
-Тренировать умение детей комментировать алгоритм своих действий.
-Формировать умение выполнять манипуляционные движения на базе сенсомоторных и речевых координаций.
-Развивать у детей тактильную и кожно-суставную чувствительность.
Задачи для детей в возрасте 6-7 лет :
- Совершенствовать звуковую культуру речи детей с ОНР.
-Обучать детей технике словесного описания увиденного предмета по составленной самостоятельно и с помощью взрослого мнемотаблице.
-Способствовать развитию речевой активности детей в процессе работы по лексическими темам.
-Развивать мелкую моторику рук через ознакомление с инновационными технологиями (создание рисованных «мультфильмов», ниткография, пластелинография, рисование на песке, злаках).
-Развивать словотворчество в процессе сочинения коротких рассказов и сказок на основе созданных руками детей образов.
СЛАЙД 4
Предполагаемый результат: в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР сформируются следующие речевые навыки : звуковая культура речи, связная речь, грамматический строй речи. Сформируется активный словарь детей по лексическими темам. Дети научатся создавать рисованные «мультфильмы» и придумывать для них тексты, описывать создаваемые рисунки с использованием нетрадиционных средств рисования : ниткография, пластелинография. в процессе сочинения коротких рассказов и сказок на основе созданных картин будут активно использовать словотворчество. У их будут сформированы навыки речевого и сенсомоторного взаимодействия.
СЛАЙД 5
Работа была распределена на три этапа.
1 этап. Организационный (август, 2017г.)
1) Изучение методической литературы;
2) Выявить интерес детей и родителей к данной проблеме;
3) Создание развивающей среды группы;
4) Разработать план углубленной работы и рабочую программу на 2017г- 2019г. ;
2 этап. Основной (2017-2019г.)
1) Реализация рабочей программы;
2) Организовать методическую и практическую помощь для родителей;
3) Организовать выставки детских работ для родителей и педагогов группы
3 этап. Заключительный (май 2019г.)
1) Подведение итогов;
2) Творческий отчёт по теме с презентацией.
Свою работу по данной теме строила согласно п. 2 ст. 11, п. 6 ст. 12 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», а так же правового документа «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г.).
Воспитательно-образовательный процесс строила на основе федеральной программы Н. В. Нищевой «Комплексная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», направленной на выполнение ФГОС дошкольного образования.
СЛАЙД 6
Для реализации рабочей программы мною была создана развивающая среда группы с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде) Она содержательно – насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна. Я изучила и подобрала методическую литературу, эстетично и творчески оформила уголок речевого развития «Умелые пальчики помогают говорить правильно», содержание которого соответствует возрастным особенностям детей. В уголке имеются цветные карандаши, фломастеры, пластилин, семена и косточки дикорастущих и фруктовых деревьев, поднос, бумагу разной фактуры, ниткографы, разные виды крупы, речной песок, мазаика разного вида.
Разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления описательных и сравнительных рассказов, наборы текстов для пересказов, пособие «В мире мудрых пословиц» для чего, набор «Кукольный театр» и др.
Выполнение поставленных задач осуществляла постепенно, последовательно, с учетом возрастных особенностей детей и индивидуальных особенностей каждого. Процесс работы был непрерывным.
Работа по развитию движений рук быстро стала для детей любимой и ежедневной. Подбирая и изготавливая пособия, я всегда стараюсь создать для ребенка «ситуацию успеха», вызвать положительные эмоции, помогаю концентрировать внимание на поставленной задаче. А это все – достоинства игрового метода и приемов.
На первом этапе работы детям предлагался образец выполнения действия и приемы работы. По мере накопления детьми опыта объем наглядного материала я сокращала, так как у них постепенно развиваются необходимые навыки, формировалось умение понимать задачу, сформулированную в словесной форме. На текущем этапе работы дети не только выполняют задания достаточной сложности (с которыми не всегда справляются их родители, но и придумывают задания сами.
Весь процесс нашей с детьми совместной работы по развитию мелкой моторики рук представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется, и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности детей, его культуры, а также мир природы, окружающей среды.
СЛАЙД 7
Я убедилась, для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо соблюдать ряд требований:
• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
• Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
В свою работу я включила ряд взаимосвязанных компонентов, которые лежат в основе развития мелкой моторики руки дошкольников. Многие из этих форм работы с детьми подробно описаны в литературе и широко используются на практике, остановлюсь подробнее на некоторых особенностях.
СЛАЙД 8
Для разностороннего речевого развития и двигательных функций кисти руки использовала следующие методические приемы:
- систематичность проведения игр и упражнений. Считаю, что не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.
-все игры и упражнения проводятся по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.
- время для игр нормировано, если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания.
Воспитательно-образовательный процесс по данной теме разделен на: совместную деятельность с детьми (НОД, проектная деятельность, самостоятельную деятельность) и взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
В работе использовала большое количество игр и упражнений, развивающих речь и мелкую мускулатуру. Их можно условно разделила на несколько групп:
СЛАЙД 11, СЛАЙД 12
-пальчиковые игры (с предметами и без) (обогащали речь детей наречиями, обозначающими взаимоотношения людей);
СЛАЙД 13
-массаж пальцев: катание ребристого карандаша между ладонями (совершенствовал умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания);
СЛАЙД 14
-пальчиковый театр кукол (развивал речевую активность при составлении творческих рассказов);
СЛАЙД 15
-игра М. Мантессори «Чудесная коробочка» (упражняла в умении словесного описания увиденного предмета по мнемотаблице);
СЛАЙД 16, СЛАЙД 17
-игры с водой и песком (совершенствовали умение составлять рассказ (из личного опыта) о содержании нарисованной картинки на песке и развивают монологическую форму речи);
СЛАЙД 18
упражнение с предметами (учили содержательно и выразительно пересказывать литературный текст, используя в речи наречия);
-СЛАЙД 19, 20
игры на выкладывание (с палочками) (совершенствовали умение детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями и упражняли в образовании глаголов с приставками);
-игры на нанизывание (пуговиц, колечек и др) (развивали звуковую культуру речи детей с ОНР в процессе тренировки манипуляционных движений мелкой моторики);
СЛАЙД 21- игры с резинками «Геоборд» (учили высказывать предположения и делать простейшие выводы).
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности:
рисование:
СЛАЙД 22
-НОД «Придумай и нарисуй необычную планету» (апрель,2019 г) способствовала развитию у детей самостоятельности суждений, умении составлять план для описательного рассказа о планете;
СЛАЙД 23
-проект «Зимние забавы» (январь,2019 г) способствовал развитию умения составлять план рассказа (из личного опыта) и придерживаться его.
СЛАЙД 24
-рисование весенней картинки (15.05.2018 г) (упражняло детей в умении составлять предложения по демонстрациям действий);
СЛАЙД 25
-создание рисованного мультфильма «Находка» (октябрь, 2018 г.) стимулировал речевое развитие в пространственной ориентировке и продолжил совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему;
СЛАЙД 26
-создание рисованного мультфильма «Приключения Грузовичка» (ноябрь,2018 г.) (способствовало развитию умения излагать свои мысли понятно для окружающих и отработке интонационной выразительности речи);
СЛАЙД 27
-игры на закрашивание изображения геометрическими фигурами (упражняло детей в умении согласовывать прилагательные с существительными в числе, падежах);
СЛАЙД 28
-игры «Рисуем пальчиками» и «Рисуем двумя руками» (упражняла в умении согласовывать существительные с числительными, используя сложноподчиненные предложения с союзом «если»);
СЛАЙД 29
-игра «Создание картинки по точкам» (формировала графические умения и навыки, совершенствовала умение анализировать результаты продуктивной деятельности);
СЛАЙД 30, 31
-игра «Рисуем на крупе» (упражняла в умении схематично изображать предметы, в названии которых есть определенный звук);
-игра «Рисуем на песке» (упражняла в умении подбирать слова- действия);
СЛАЙД 32
-изготовление рисованной газеты «23 февраля» (способствовало совершенствованию умению использовать в речи сложные предложения, используя союзы «а», «потому что»).
СЛАЙД 33лепка
-пластелинография «Осенние деревья» (совершенствовала умение образовывать (по образцу) однокоренные слова);
СЛАЙД 34
-пластелинография «Синичка» (учила детей правильно употреблять существительные во множественном числе с предлогом ИЗ-ПОД);
СЛАЙД 35
-пластелинография «Салют Победы» (учила детей воспроизводить образное содержание темы, его нравственный смысл);
-аппликация «Моя любимая кукла» (упражняла детей в согласовании числительных и существительных в сложно- подчиненных предложениях с союзом «чтобы»);
СЛАЙД 36
НОД «Создание осенних открыток» (октябрь,2018 г.) (упражняла в умении
образовывать глаголы с помощью приставок и умении анализировать (в сравнении) результат продуктивной деятельности товарищей).
конструирование
СЛАЙД 37
-«Создание Мазайко- града» (упражняло детей в умении делать анализ своей продуктивной деятельности, используя в речи притяжательные прилагательные и способствует отрабатыванию интонационной выразительность речи);
СЛАЙД 38- 39
-Оригами «Новый год. Звери встали в хоровод» (развивало умение детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями при обмене впечатлениями о новогоднем празднике и закрепляло правильное, отчетливое произнесение звуков во время коллективной работы);
СЛАЙД 40
-изготовление мазайки из картона и игры с ней (упражняло детей правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе без предлога);
СЛАЙД 44, 42
-игра «Создаем из косточек рисунок» (упражняла детей выделять и называть предлог ЗА в распространенных предложениях);
СЛАЙД 43
-игра «Осенние фантазии» (создание поделок из природного материала) (закрепляла согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже в сложно-подчиненном предложении с союзом «если бы»);
СЛАЙД 44
-ниткография. Сначала делали простые контуры: «Круг», «Солнышко», «Грибок», далее усложняли: «Дом», «Машина», «Ракета», «Зимние картинки» и т. д.
В старшей группе использовала ниткографию на занятиях выкладывали букву с образцом). В подготовительной группе задача усложнялась: предлагала детям выкладывать сюжетные картинки с использованием нескольких разноцветных ниток.
СЛАЙД 45
-проект «Народная кукла» (март,2019г) (продолжил формировать умение выстраивать алгоритм своей продуктивной деятельности);
СЛАЙД 46
-проект «Крышкоград» (октябрь, 2018 г) (способствовал развитию умениесловообразование и употребление относительных прилагательных, обозначающих материал, при организации выставки игрушек).
Развивая речь детей, я постаралась привить детям любовь к природным материалам, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Мы ее мяли, рвали, разглаживали, резали – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.
СЛАЙД 48
Для определения результативности моей углубленной работы я использовала мониторинг развития детей в речевой деятельности.
Анализ карт педагогического наблюдения за развитием детей логопедической группы «Радуга» по речевому развитию через мелкую моторику рук показал, что уровень развития детей составил 3,6 балла (90%). Прослеживается динамика речевого развития детей по теме на 0,8 балла (25%).
уч. год начало года конец года
2017-2018 уч. г 2.5 (63%) 3.0 (75%,
2018-2019 уч. г. 3.3 (81%) 3,6 (90%)
Итак, благодаря пальчиковым играм у детей с ОНР в процессе манипуляционных движений мелкой моторики кисть руки детей приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений, появилась согласованность действий обеих рук, движения стали координированными, а речь стала правильная и более выразительная.
На протяжении 2017-2019 уч. г. проходила работа с родителями воспитанников на основе перспективного планирования.
Формы работы разнообразны :
-анкетирование «Речевое развитие детей в домашних условиях» (10-14.09. 2017 г; 12-15. 05, 2019 г.) (способствовало выявлению уровня речевого развития детей в домашних условия),
СЛАЙД 52
логопедический практикум для родителей по теме:«Оригами в развитии детей с общим недоразвитием речи» (17.01.2018г) расширило теоретические и практические знания родителей по развитию речи детей через продуктивную деятельность (оригами);
СЛАЙД 53
-мастер- класс «Русская народная игрушка Кувадка)» (17.12.2019 г))расширил представление родителей об истории народной Кувадке и умении ее изготавливать);
СЛАЙД 54
-мастер – класс «Мои пальчики расскажут» (17. 12. 2017 г) (расширил представление родителей о влиянии мелкой моторики рук на речевое развитие детей);
-домашняя картотека игр и упражнений «Развиваем речь и мелкую моторику рук детей» (27.12.2018 г) (расширило знания родителей об упражнениях по развитию речи и мелкой моторики рук,
-памятка «Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей» (15 октября, 2018 г,
-консультация «Как развивать мелкую моторику с удовольствием» (17.11.2018 г) (расширило представление родителей о способах развития мелкой моторики рук детей через бросовый материал,
СЛАЙД 55
-совместный проект с родителями «Создание рисованного видеожурнала «Как дикие звери к зиме готовятся» (11.11 -11.12. 2018 г) (обучил родителей созданию группового рисованного видеожурнала, повысил уровень по развитию монологической речи взрослых, пед. культуры по экологическому воспитанию детей, развитию творческих способностей в изодеятельности).
СЛАЙД 56
Вывод: Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие невозможно переоценить. Систематическая и целенаправленная работа по данному направлению способствовала формированию активного словаря детей по лексическими темам.
Дети научились создавать рисованные «мультфильмы» и придумывать для них тексты, описывать создаваемые рисунки с использованием нетрадиционных средств рисования : ниткография, пластелинография. в процессе сочинения коротких рассказов и сказок на основе созданных картин дети активно используют словотворчество. У их сформированы навыки речевого и сенсомоторного взаимодействия.
Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, я развиваю тем самым все формы речи детей, а так же психику и интеллект. Через развитие мелкой моторики совершенствуются психические процессы и речевая функция ребенка.