Котова Анастасия
ОД по развитию звуковой культуры речи в старшей группе «Звуки [З], [C]»
▼ Скачать + Заказать документы
ОД по развитию звуковой культуры речи в старшей группе (з,с)
Цель: формирование умения различать звуки «с» и «з» на слух и в произношении изолированно и во фразовой речи.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать правильную артикуляцию звуков «с» и «з».
2. Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков «с» и «з» изолированно, в слогах, словах и в предложениях.
Публикация «ОД по развитию звуковой культуры речи в старшей группе „Звуки [З], [C]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
3. Закрепить навыки четкого произношения звуков.
Развивающие :
1. Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
2. Развивать логическое мышление и внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать усидчивость у детей, умение выслушивать вопросы педагога до конца.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Дети стоят на ковре, образовав круг
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? (ответы детей). А где бывает волшебство? (В сказке). А вы хотите стать волшебниками? (Да). Сегодня мы будем путешествовать, но это мы будем делать с помощью звуков. Но нам будут нужны помощники, я предлагаю позвать на помощь зверей из разных частей нашего мира.
Вы готовы узнать нашего первого помощника? (Да)
И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберётся в куст — и спит,
Кочерыжку съест — и сыт.
(Заяц)
Воспитатель: Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово «Заяц». Правильно заяц проводит нас по волшебному королевству звуков. Заяц живет в домике звука «з». Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «з», живет по соседству еще один звук, а какой, догадайтесь.
Он к воде не равнодушен –
Может день стоять под душем,
Льется с хобота вода
На большущего …
( Ответ: Слона)
Воспитатель: Молодцы, ребята, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово «Слон»? Правильно. Слон – хозяин звука «с» в волшебном царстве.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где живут Заяц и Слон. (Знаем, Заяц живет в лесу, а слон в Африке.). Молодцы, правильно! А вы знаете, что в Африке много насекомых. Когда Слоник хвостом и ушками отмахивается от них, он слышит звук «ззззз». Предлагаю всем вместе повторить. «зззззззззззз». Вы большие молодцы.
Воспитатель: Ребята, в у Зайца есть речка, вы знаете, как шумит водичка? Пошумим, как вода. «сссссссссс».
Воспитатель: Вы уже догадались в царства каких звуков мы попали? (Да) Правильно, это царства звуков «с» и «з». А вот и хозяева нас встречают. Поздороваемся с ними.
Заяц: Ребята, мы вместе со слоником гуляли и заблудились, мы потеряли наши дома. Поможете нам найти наши дома? (Да)
Слон: Рядом с нашими домами поют птички. Синичка и зорька.
Воспитатель: Нам надо внимательно слушать все звуки и повторять за птичками, тогда мы точно найдем дом нашим друзьям.
Ребята, произнесите звук [З] ещё раз. Как расположены ваши губы? А зубы видны? А как расположен язык? Какая воздушная струя, теплая или холодная? А горлышко работает?
А теперь произнесите звук [С]. Как теперь расположены губы и язык? Какая воздушная струя, теплая или холодная? А горлышко работает?
- Что общего у звуков З-С? – согласные твердые, язык расположен за нижними зубами, воздушная струя холодная.
- В чем разница? (З – звонкий, С – глухой).
- Почувствуем звонкость согласного З, руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
[С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий : складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом.
Наши животные очень любят чистоговорки, давайте повторим вместе с ними! Произносим отчетливо, проговариваем правильное (хоровое и индивидуальное произношение чистоговорок)
Са-са-са- длинная коса.
Со-со-со- поломалось колесо.
Су-су-су- видел я лису.
За-за-за- начинается гроза.
Зу-зу-зу- ручеек течет внизу.
Зо-зо-зон- в зоопарке есть бизон.
Зы-зы-зы- вымыли тазы.
Воспитатель: Ребята, перед вами две коробки – зеленого и синего цветов, которые принесли нам Заяц и Слон. А также они принесли нам карточки, которые перемешались между собой. Наши звери просят нас им помочь. Сейчас я каждому из вас раздам по две карточки, вы должны подумать и положить в коробку зеленого цвета – карточки, слова на которых начинаются на звук З, а в синюю – карточки, слова на которых начинаются на звук С. Чтобы вам понять, на какие звуки начинаются слова, вам нужно произнести слова вслух. Затем мы все вместе проверим, как вы выполнили задание.
В процессе выполнения контролирую детей, помогаю при необходимости.
- Молодцы, ребята, вы все справились с заданием и правильно разложили карточки: в синюю коробку со звуком С, а в зелёную со звуком З.
Ребята, мы с вами большие молодцы, сделали все задания и помогли нашим друзьям найти свой дом.