Зульфия Равхатовна Мельник
Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Примеры занятий
Занятие 1
Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение звука [ж]; учить слышать его в словах, произносить с различной громкостью, протяжно, на одном выдохе. (Упражнения на звукопроизношение, на развитие голосового аппарата, фонематического восприятия, речевого дыхания.) Наглядный материал: игрушки- жук, ежик, медвежонок, кошка, собака. Картинки с изображением медведя и медвежат, ежа и ежат, лошади и жеребят.
Публикация «Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ход занятия
Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением жука и спрашивает, кто это, какой звук издает (ответы групповые и индивидуальные). Затем он предлагает детям, находящимся в первом ряду, «превратиться» в больших жуков, а детям второго ряда «стать» маленькими жуками: большие жуки будут жужжать громко и долго, а маленькие — тихо. Затем дети меняются ролями.
В ходе игры воспитатель уточняет:
- Костя, скажи, как жужжит большой жук? Света, как жужжит маленький жук?
Педагог обращает внимание не только на громкость произнесения звука, но и на его длительность.
Воспитатель показывает картинку с изображением медведицы и медвежат и спрашивает, указывая на медведя:
- Кто это? (Мишка, медведь, Михаил Потапович.) А кто детеныш у медведя? (Медвежонок) А если их несколько? (Медвежата)
Педагог показывает картинки с изображением других животных и предлагает назвать их детенышей.
Положив на стол игрушки (жука, медвежонка, собаку, кошку, воспитатель просит назвать их и определить, в названии каких игрушек слышится звук [ж]? Если какое-либо слово сказано неправильно, воспитатель произносит его сам (протяжно, выделяя голосом звук [ж]).
Воспитатель. В слове медвежонок есть звук [ж]? Вслушайтесь в слово собака, есть ли в нем звук [ж]?
Воспитатель предлагает детям внимательно слушать ответы товарищей и устанавливать наличие заданного звука.
Затем педагог развешивает на ниточках 5-6 бумажных «снежинок» и предлагает детям как можно дольше дуть на них, обращая внимание на правильный выдох.
Занятие 2
Программное содержание: закреплять правильное произношение звука [ж] в словах, фразах; учить детей слышать этот звук, произносить четко и ясно слова и фразы, правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной, говорить достаточно громко; продолжать учить вслушиваться в слова. (Упражнения на звукопроизношение, на развитие голосового аппарата, фонематического слуха, дикции, интонационной выразительности).
Наглядный материал: игрушки или картинки с изображением мальчика, жука, жирафа, ножниц, флажка, жеребенка, чижа, медведя, кубика, елки.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как жужжит жук. Затем дети, сидящие в первом ряду (или только мальчики, произносят звук громко, а сидящие во втором (или только девочки) - тихо.
Дети рассматривают картинку с изображением мальчика (или игрушку) и подбирают ему имя со звуком [ж] (Жора, Женя, Сережа, произнося его с усиленным выделением. Затем воспитатель выставляет игрушки и предметы на видное место (можно картинки на фланеллеграфе) и просит детей громко произнести их названия, выделив те, в которых есть звук [ж].
Если дети затрудняются, воспитатель предлагает еще раз рассмотреть их и сказать, какие предметы (игрушки, в названии которых слышен звук [ж], мог бы отобрать для себя мальчик Женя. Потом уточняется, есть ли звук [ж] в названиях таких игрушек, как жук, кубик, собака. Воспитатель читает четверостишие:
Есть иголки у ежа,
Клюв и крылья у чижа,
Молоко дадим ежу,
Крошки вкусные - чижу. А. Максаков
На картинке или на игрушках педагог показывает иголки у ежа, клюв и крылья у чижа. При повторном чтении он просит детей договаривать слова, затем задает им вопросы:
- У кого есть иголки? (У ежа)
- У кого есть клюв и крылья? (У чижа)
- Кому дадим молока? (Ежу)
- Кому дадим вкусных крошек? (Чижу)
Читая четверостишие еще раз, воспитатель предлагает повторить слова вместе с ним (индивидуально и хором). Далее одних детей он просит задавать вопросы, а других - отвечать, например:
-Таня, спроси у Вовы, есть иголки у ежа? Вова, а ты ответь ей: «Есть иголки у ежа».
Несколько детей воспроизводят все стихотворение, отчетливо произнося слова.
Затем воспитатель показывает игрушечную елку (или картинку с ее изображением) и говорит, что у ели тоже есть иголки. Педагог читает строчки стихотворения С. Я. Маршака:
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка -тоже.
После того как дети его запомнят, воспитатель просит прочитать его с разной громкостью, обращая внимание на четкость произнесения слов и на правильное владение голосом.
В конце занятия детям дается задание рассмотреть окружающие предметы, тихо называя их и вслушиваясь, есть ли в них отрабатываемый звук.
Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем».
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.
Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу – в кругу или парами, пропевая заданные педагогом гласные звуки и катая мяч. Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.
Игра «Стучалочка»
Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.
Ход игры.
Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э эээээ О ОО ООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков : ААЭ АЭО ААУ
«Интонационное выделение слова»
Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.
Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.
Вариант 1
Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са -са – идет лиса).
Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са- са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово - ответ.
Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово - ответ – большой фишкой:
Например: са-са – идет лиса.
Вариант 2
Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:
В: Са-са – что делает лиса?
Р: Са-са – идет лиса.
Вариант 3
Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.
Игра «Будьте внимательными»
Цель: научить детей правильно произносить звук [щ] в словах.
Ход игры : дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:
– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. ( Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”,др.).
Игра «Комары»
Цель: развивать фонематический слух, закреплять произношение звука [з] в словах.
Ход игры : дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа - дети, гуляющие по лесу, вторая – дети, изображающие комаров.
1-я подгруппа:
Комары, комары!
Вы уж будьте добры:
Не кусайте вы меня
Столько раз средь бела дня.
2-я подгруппа:
Отвечали комары: Мы и так к тебе добры.
Чтоб тебя нам не кусать,
Должен ты слова сказать
Звонкие, звенящие, комароговорящие.
Дети первой подгруппы говорят слова со звуком [з], а дети второй подгруппы проверяют их правильность.
Игра «Найди игрушку».
Цель: закреплять произношение звуков [л] [л?] в словах.
Ход игры : воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком [л], [ л?]. Дети называют: “ Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла” и т. д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделить в словах голосом звук [л], [л?] так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой.
Спасибо за внимание!