Папки-передвижки

Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей

Зульфия Равхатовна Мельник
Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Примеры занятий

Занятие 1

Программное содержание: укреплять артикуляционный аппарат детей; уточнять и закреплять правильное произношение звука [ж]; учить слышать его в словах, произносить с различной громкостью, протяжно, на одном выдохе. (Упражнения на звукопроизношение, на развитие голосового аппарата, фонематического восприятия, речевого дыхания.) Наглядный материал: игрушки- жук, ежик, медвежонок, кошка, собака. Картинки с изображением медведя и медвежат, ежа и ежат, лошади и жеребят.

Темочки:

Ход занятия

Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением жука и спрашивает, кто это, какой звук издает (ответы групповые и индивидуальные). Затем он предлагает детям, находящимся в первом ряду, «превратиться» в больших жуков, а детям второго ряда «стать» маленькими жуками: большие жуки будут жужжать громко и долго, а маленькие — тихо. Затем дети меняются ролями.

В ходе игры воспитатель уточняет:

- Костя, скажи, как жужжит большой жук? Света, как жужжит маленький жук?

Педагог обращает внимание не только на громкость произнесения звука, но и на его длительность.

Воспитатель показывает картинку с изображением медведицы и медвежат и спрашивает, указывая на медведя:

- Кто это? (Мишка, медведь, Михаил Потапович.) А кто детеныш у медведя? (Медвежонок) А если их несколько? (Медвежата)

Педагог показывает картинки с изображением других животных и предлагает назвать их детенышей.

Положив на стол игрушки (жука, медвежонка, собаку, кошку, воспитатель просит назвать их и определить, в названии каких игрушек слышится звук [ж]? Если какое-либо слово сказано неправильно, воспитатель произносит его сам (протяжно, выделяя голосом звук [ж]).

Воспитатель. В слове медвежонок есть звук [ж]? Вслушайтесь в слово собака, есть ли в нем звук [ж]?

Воспитатель предлагает детям внимательно слушать ответы товарищей и устанавливать наличие заданного звука.

Затем педагог развешивает на ниточках 5-6 бумажных «снежинок» и предлагает детям как можно дольше дуть на них, обращая внимание на правильный выдох.

Занятие 2

Программное содержание: закреплять правильное произношение звука [ж] в словах, фразах; учить детей слышать этот звук, произносить четко и ясно слова и фразы, правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной, говорить достаточно громко; продолжать учить вслушиваться в слова. (Упражнения на звукопроизношение, на развитие голосового аппарата, фонематического слуха, дикции, интонационной выразительности).

Наглядный материал: игрушки или картинки с изображением мальчика, жука, жирафа, ножниц, флажка, жеребенка, чижа, медведя, кубика, елки.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как жужжит жук. Затем дети, сидящие в первом ряду (или только мальчики, произносят звук громко, а сидящие во втором (или только девочки) - тихо.

Дети рассматривают картинку с изображением мальчика (или игрушку) и подбирают ему имя со звуком [ж] (Жора, Женя, Сережа, произнося его с усиленным выделением. Затем воспитатель выставляет игрушки и предметы на видное место (можно картинки на фланеллеграфе) и просит детей громко произнести их названия, выделив те, в которых есть звук [ж].

Если дети затрудняются, воспитатель предлагает еще раз рассмотреть их и сказать, какие предметы (игрушки, в названии которых слышен звук [ж], мог бы отобрать для себя мальчик Женя. Потом уточняется, есть ли звук [ж] в названиях таких игрушек, как жук, кубик, собака. Воспитатель читает четверостишие:

Есть иголки у ежа,

Клюв и крылья у чижа,

Молоко дадим ежу,

Крошки вкусные - чижу. А. Максаков

На картинке или на игрушках педагог показывает иголки у ежа, клюв и крылья у чижа. При повторном чтении он просит детей договаривать слова, затем задает им вопросы:

- У кого есть иголки? (У ежа)

- У кого есть клюв и крылья? (У чижа)

- Кому дадим молока? (Ежу)

- Кому дадим вкусных крошек? (Чижу)

Читая четверостишие еще раз, воспитатель предлагает повторить слова вместе с ним (индивидуально и хором). Далее одних детей он просит задавать вопросы, а других - отвечать, например:

-Таня, спроси у Вовы, есть иголки у ежа? Вова, а ты ответь ей: «Есть иголки у ежа».

Несколько детей воспроизводят все стихотворение, отчетливо произнося слова.

Затем воспитатель показывает игрушечную елку (или картинку с ее изображением) и говорит, что у ели тоже есть иголки. Педагог читает строчки стихотворения С. Я. Маршака:

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка -тоже.

После того как дети его запомнят, воспитатель просит прочитать его с разной громкостью, обращая внимание на четкость произнесения слов и на правильное владение голосом.

В конце занятия детям дается задание рассмотреть окружающие предметы, тихо называя их и вслушиваясь, есть ли в них отрабатываемый звук.

Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем».

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу – в кругу или парами, пропевая заданные педагогом гласные звуки и катая мяч. Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра «Стучалочка»

Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры.

Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э эээээ О ОО ООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков : ААЭ АЭО ААУ

«Интонационное выделение слова»

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.

Вариант 1

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са -са – идет лиса).

Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са- са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово - ответ.

Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово - ответ – большой фишкой:

Например: са-са – идет лиса.

Вариант 2

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

В: Са-са – что делает лиса?

Р: Са-са – идет лиса.

Вариант 3

Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.

Игра «Будьте внимательными»

Цель: научить детей правильно произносить звук [щ] в словах.

Ход игры : дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:

– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. ( Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”,др.).

Игра «Комары»

Цель: развивать фонематический слух, закреплять произношение звука [з] в словах.

Ход игры : дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа - дети, гуляющие по лесу, вторая – дети, изображающие комаров.

1-я подгруппа:

Комары, комары!

Вы уж будьте добры:

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня.

2-я подгруппа:

Отвечали комары: Мы и так к тебе добры.

Чтоб тебя нам не кусать,

Должен ты слова сказать

Звонкие, звенящие, комароговорящие.

Дети первой подгруппы говорят слова со звуком [з], а дети второй подгруппы проверяют их правильность.

Игра «Найди игрушку».

Цель: закреплять произношение звуков [л] [л?] в словах.

Ход игры : воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком [л], [ л?]. Дети называют: “ Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла” и т. д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделить в словах голосом звук [л], [л?] так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Дидактические упражнения по развитию речи «Звучащее слово» с использованием звуковой линейки Дидактические упражнения по развитию речи "Звучащее слово"с использованием звуковой линейки. Цель данных упражнений, показать детям, что.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей
Опубликовано: 23 апреля 2023 в 17:20
+355Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Зульфия Равхатовна Мельник (УИ 1465309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 130.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД