оксана чепель
Нравственное воспитание на занятиях по предмету «История народной культуры и изобразительного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Нравственное воспитание на занятиях по предмету «История народной культуры и изобразительного искусства»
В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка
Публикация «Нравственное воспитание на занятиях по предмету „История народной культуры и изобразительного искусства“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2021
Народная культура - это богатейший материал для знакомства детей с бытом и традициями народа, его обычаями, самобытными праздниками, предметами быта, украшениями. Народная культура - основной стержень для становления личности ребенка. Приобщая к культурному наследию народа, формируется представление о богатстве, нравственности, красоте, воспитываются лучшие качества : трудолюбие, доброта, взаимовыручка, сочувствие. В процессе долгой и кропотливой работы проявляется уважение к культуре и истории своей страны, чувство ответственности за её сохранение.
Знакомство с предметом начинается с периода глубокой древности. Стремление человека к развитию, к созданию жизненного пространства вокруг себя приводит к зарождению различных ремесел, то есть зачатков культуры и искусства. Так, например, первая обгоревшая в костре палка становится «прародителем» копья, стрелы, карандаша и т. д. ; первый узел – это впоследствии шитье, вязание, макраме. И если вначале первые достижения людей рассматривались как необходимость бытия, то впоследствии, расширяясь и совершенствуясь, они постепенно переросли в искусство. На этом этапе, в качестве практического занятия, детям предлагается «изобрести», по примеру первобытного человека, какой либо предмет из спичек и ниток (символичные дерево и стебли растений или жилы животных). На деле оказывается не просто представить себя первобытным, и даже уменьшенную копию древней лестницы соорудить достаточно сложно. Появляется представление детей о трудоемкости процесса и важности совместного труда.
Народная культура отражает мировоззрение, представления, традиции и идеалы этнической или национальной культуры.
Интерес к народной культуре связан с поиском корней нашей духовности и ментальности, а также необходимостью приобщиться в эпоху глобализации к основам народности. Именно в недрах народной культуры скрыта суть народного духа, который и сейчас проявляется в действиях человека, ярко показывая принадлежность к определенной народности.
Народная культура – это народные символы и приметы, народная одежда и убранство, народная кухня и многое другое. Это особый взгляд на устройство мира, а также своеобразные нормы и ценности жизни.
Проявляется народная культура в самых разных формах и видах. Примеры народной культуры – это фольклор, что означает народная мудрость. Фольклор представлен во множестве разнообразных видов: народные сказки, былины, легенды, игры, поговорки, народные танцы, декоративно –прикладное искусство, народные поверья, обряды, народная кухня, народный костюм и многое другое. Это связано с тем, что народная культура отражает этнические особенности, т. е. культуру нации, этноса.
Наконец, важная особенность народной культуры заключается в том, что она поддерживает связь с прошлым, с нашими предками и их мудростью. В изучении поведения, быта, традиций, принципов старинной жизни народа кроется сущность всей нации, менталитет каждой народности. Например, русские народные былины своеобразно рассказывают о периоде Киевской Руси и на примере эпических сказаний о русских богатырях (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) демонстрируют подвиги русского народа.
Современное общество проявляет искренний интерес к народной культуре как особому языку передачи самобытной информации о русских людях. Понимая значение народной культуры и ее функции в современном мире, государство на официальном уровне стремится сохранить народное культурное наследие с помощью разных организаций, конкурсов, программ и проектов.
Народная культура в обучении и воспитании детей в системе образования необходима. Благодаря энергии прошлого, мудрости, накопленной веками, мы можем стать умнее и лучше, добрее и чище, душевнее и более трепетно относиться друг к другу и ко всему живому вокруг. Так в детской школе искусств им. А. И. Плотнова в рамках освоения предпрофессиональной программы «Декоративно-прикладное творчество» идет знакомство с историей народа при изучении предмета «История народной культуры и изобразительного искусства». Информация, заключенная в тематическом планировании новая и непознанная для детей. Сравнение современного быта со старинным дает возможность представить и оценить силу духа, энергию, понимание мироустройства и самобытность наших предков.
«Сухая подача материала» при ведении теоретических курсов не приводит к нужному результату. Тем более, для того чтобы оценить красоту произведения искусства или оценить великолепие древнего города - это надо увидеть своими глазами. Здесь на помощь приходят иллюстрации книг и журналов, видеоматериал, фотографии, компьютер и прочее. Кроме этого, практикую на занятиях небольшие зарисовки (например – древнее жилище, план города, строение церкви и т. д.). На своих занятиях по истории народной культуры и изобразительного искусства непременно вовлекаю детей в совместный диалог, что дает возможность мне как преподавателю активизировать деятельность учащихся, привлечь их внимание и определить уровень знаний детей, а им, в свою очередь, предоставляется возможность проявить свои способности, проверить знания и «блеснуть» эрудицией. Обязательно включаю в процесс обучения практические занятия : выполнение элементов вышивки, валяние из шерсти, народные тряпичные куклы, куклы-обереги, амулеты, плетение поясов, ковриков и многое другое. Задания творческой направленности способствуют осмыслению теоретических понятий, дают более полную картину старинного быта и времяпровождения. Учащиеся приобретают знания истоков старинных ремесел. Нравственные аспекты воспитания детей, трудовая деятельность, игры, провождение так называемого свободного времени показывает глубокие отличия современного мира от старинного.
Аттестационные мероприятия по предмету проводятся в конце каждого полугодия в форме зачета. Учащиеся готовят доклад на одну из представленных тем. Затем происходит защита работы и диспут по вопросам, возникшим у слушателей – одноклассников. По итогам выступления выставляется отметка в журнал, и ученик переводится на следующий этап обучения.
Таким образом, шаг за шагом узнаем тайны нашей истории, истоки культуры, традиций, ремесел и т. д. в нескучной форме. Сопоставляем наш быт с бытом наших предков, пробуем свои силы в старинных рукоделиях, знакомимся с секретами изготовления лаптей, корзин, глиняных изделий и т. д. Народные праздники и обряды ярко показывают образ жизни в прошлом, а самобытные изделия быта говорят о богатом воображении, связи с природой, традициями, религиозными поверьями и мастерстве людей, выполнявших различные предметы быта. На тот момент они не являлись предметами искусства. На современном этапе мы уже можем говорить, например, о старинных костюмах как об образце непревзойденного мастерства рукоделия наших предков. Изучая историю народной культуры, осознаем важность знания своих «корней», а без прошлого нет будущего – гласит известная мудрость.