Зеленина Регина
Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует процессу естественного социокультурного взаимодействия его участников [5,107].
Поликультурное пространство в общеобразовательной школе наиболее эффективно формировать на уроках, относящихся к области «Искусство», в частности, с помощью урока по изобразительному искусству.
Публикация «Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства» размещена в разделах
В Концепции художественного образования детей в Российской Федерации говорится о том, что художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства [4, 84]. Передача молодому поколению многовекового творческого опыта разных народов, художественно-эстетических и духовных традиций, трансляция национальных культур должны способствовать развитию национальной художественной культуры учащихся, их поликультурному воспитанию и образованию.
О необходимости новых подходов к воспитанию и развитию личности в условиях поликультуры говорится в публикациях Н. И. Бугаева, С. Н. Гаврова, Н. Б. Крыловой, В. М. Полонского, И. М. Реморенко, И. Д. Фрумина, А. М. Цирульникова, В. С. Библера, Е. В. Бондаревской, И. С. Кона, В. А. Конева, А. В. Мудрика, В. А. Сластенина, которые рассматривают образовательный процесс с позиций соотношения социума и культуры. С их точки зрения, этот процесс ориентирован не только на усвоение знаний, умений и компетентностей, но и на успешную социализацию, на формирование мировоззрения учащихся.
Существуют различные подходы в определении поликультурного воспитания. Поликультурное воспитание это :
-способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях (Г. Д. Дмитриев);
-подготовка к жизни в полиэтническом социуме : овладение культурой своего народа, создание представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантности (Г. В. Палаткина);
-формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей (В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунов).
На педагогической практике, на уроках ИЗО нами поликультурное воспитание осуществлялось через проектную деятельность, например через проведение проектов «Мы за мир!», «Сохраним наш мир все вместе!», благодаря которым обучающиеся учились создавать проекты в ситуации межнационального общения и сотрудничества с представителями разных этнических групп. Нами было организовано посещение Национального музея Республики Башкортостан. В музее обучающиеся познакомились с экспозицией «Народы Республики Башкортостан» и узнали о культуре, традициях и обычаях разных народов, населяющих нашу республику. После посещения музея нами было проведена с обучающимися игра в этно-лото «Одежда народов Республики Башкортостан», направленная на развитие у игроков таких качеств, толерантоность, эмоционально-ценностное отношение к особенностям различных культур.
Таким образом, для того, чтобы эффективно происходило поликультурное воспитание на уроках изобразительного искусства, освоение культуры разных народностей как системы ценностей мы особое внимание в образовательном процессе уделили знакомству детей с традициями национальной культуры разных народов (народным календарем, обычаями, обрядами). Фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки помогают воспитывать у обучающихся такие важные качества, как толерантность, эмпатия, бесконфликтность, гражданственность, гуманность, а также положительную мотивацию к позитивному сотрудничеству с представителями различных культур.