наталия тишунина
Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – речевая деятельность детей раннего возраста качественно отличается от познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Расширение круга представлений ребенка неразрывно связано с организацией окружающей обстановки. «Развивающая среда – тот фундамент, на котором должно строиться все дело воспитания и который обуславливает развитие языка» - писала Е. И. Тихеева.
Публикация «Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Одним из непременных условий влияния среды на развитие каждого ребенка является участие взрослого. Он стимулирует познавательную деятельность детей, поддерживает имеющийся у них интерес или предлагает новые сферы деятельности.
Для поддержания интереса и потребности говорить, превращать воспринимаемое в речь, важное место в организации среды отвожу мнемотаблицам и мнемодорожкам.
Уровень развития познавательной активности во многом зависит от педагогического воздействия, которое учитывает общие закономерности развития и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Применяемая система занятий учитывает пути становления связной речи и познавательной активности детей раннего возраста :
- формирует первые представления и ориентиры в мире природы;
- способствует активному восприятию информации;
- стимулирует потребности в познании окружающего мира;
- развивает воображение, творческие качества;
- способствует развитию связной речи.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок сможет легко воспроизводит текстовую информацию.
Для чего нужна мнемотехника детям раннего возраста? Актуальность мнемотехники для детей раннего возраста обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно - образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для детей раннего возраста как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Как вы думаете, почему в детских садах на шкафчиках и кроватках всегда нарисованы картинки? Картинка помогает малышу запомнить свой шкафчик, кроватку. Это ещё один пример мнемотехники.
Структура мнемотехники.
Приемы мнемотехники строятся от простого - к сложному:
-Мнемоквадраты – символическое или образное изображение одного предмета или действия (строка стихотворения, первые строки сказки и т. д.);
- Мнемодорожки – последовательность предметов, действий, связанных одной сюжетной линией.
Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация.
Самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Где можно использовать мнемосхемы?
- Заучивание стихов, потешек;
- Обогащение словарного запаса;
- Обучение составлению рассказов;
- Отгадывание и загадывание загадок;
- Ознакомление с миром природы и д т.
Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов мытья рук, одевания.
Для детей раннего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
Приёмы мнемотехники мы начинаем использовать на занятиях с детьми раннего возраста. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, в обучающий процесс вводим мнемотаблицы потешек, сказок.
У детей : расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется интерес к заучиванию потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень. Считаем, что построенная таким образом работа позволяет не только научить детей рассказыванию, но и умению представлять объект рассказа (событие, предмет, а также анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями; подбирать для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения, связывать их разнообразными способами связей.
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».