Ирина Обуховская
Семинар «Легоконструирование как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление педагога-психолога на тему:
"Влияние возможностей легоконструирования на психическое развитие личности детей дошкольного возраста".
Методика обучения легоконструированию разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии (Л. С. Выготский., П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев).
Публикация «Семинар „Легоконструирование как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2018
Основу процесса его усвоения составляет чередование практических и умственных действий самого обучаемого с учетом особенностей конструктивно-игровой деятельности детей.
Что происходит с психикой ребенка? Как она развивается в процессе конструктивно-игровой деятельности?
Игра-это наиболее естественный вид деятельности детей, в игре им легче почувствовать свою успешность, комфортность. Развивается познавательная активность и мотивация ребенка. Игры дают детям опыт позитивных социальных взаимодействий. В групповой игре ребенок ощущает свою значимость и принадлежность к группе, в атмосфере игры развиваются доверие, чувство собственного достоинства. Это позитивно сказывается на эмоционально-волевом развитии детей.
Если ЛЕГО интересно самому педагогу, он создает атмосферу созидания, то и дети работают с увлечением, успешно развивают свои потенциальные возможности: интеллектуальные, творческие.
ЛЕГО способствует формированию предпосылок произвольной сферы детей, развитию регулятивных способностей: ребенок учится ориентироваться на заданную систему требований, работать по правилу и образцу. В процессе работы развивается умение работать по предложенным словесным инструкциям, позже дети сами учатся формулировать инструкции, учатся планировать свою деятельность, самостоятельно решать поставленную задачу, доводить начатое до конца, добиваться результата-продукта своей деятельности, анализировать его и ход своей деятельности.
Легоконструирование – это вид моделирующей творческо-конструктивной деятельности. В продуктивной деятельности у ребенка развивается регулирующая, планирующая функция речи.
В младшем дошкольном возрасте речь ребенка развивается в процессе активной совместной деятельности с взрослым. Взрослый стимулирует высказывания ребенка, побуждает говорить о его желаниях, учит размышлять, поддерживать диалог, что способствует развитию монологической и диалогической речи. Речь ребенка выступает как средство познания действительности, способ регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого. В старшем дошкольном возрасте происходит процесс интериоризации как последовательного преобразования действия от внешней материализованной формы к внутренней через речевые формы. Ребенок учится ориентироваться на внутренний план действия в процессе создания собственной модели и совместного проекта.
Также в старшем дошкольном возрасте совершенствуется коммуникативная сторона речи: развивается умение излагать свои мысли в четкой логической последовательности, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, считаться с мнением сверстников, умение работать в команде, эффективно распределять обязанности и принимать их, способность совместно развертывать игру, умение договариваться, обсуждать действия всех желающих.
В продуктивной деятельности совершенствуется сенсорное восприятие детей, так как активно одновременно включаются в работу зрительные, слуховые, тактильные, двигательные анализаторы.
Закрепляется умение выделять в процессе восприятия целостной постройки части из лего-элементов, сравнивать предметы по форме, величине, цвету, строению, положению в пространстве, выделять характерные детали фигур.
Совершенствуется координация движений, координация руки и глаза. Развивается мелкая моторика.
Имея высокие личностные, регулятивные, коммуникативные, сенсорные способности ребенок активно включается в активное познание мира. У детей на уровне образного познания объектов развивается интерес к окружающему предметному и природному миру, формируются и совершенствуются представления и понятия о причинно-следственных связях, существующих в природе и обществе, осведомленность о разных сферах жизнедеятельности людей, формируются и совершенствуются логические операции: классификация (распределение по группам, умения осуществлять пространственный анализ и синтез, сравнение, обобщение, сериация (установление последовательных взаимосвязей).
Лего способствует развитию активной деятельной позиции, креативности детей, экспериментирования. Ребенок не потребляет готовую игрушку, он творит: создает свои собственные предметы, мир, жизнь. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и…разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не бездумно, не агрессивно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из ЛЕГО, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые ее части, в роли творца! Он активизирует свои мыслительные способности, память, воображение, внимание для создания и осуществления собственных замыслов. Замысел самостоятельной постройки детей формируется на основе ярких впечатлений, переживаний, жизненных событий. Поэтому, чем богаче знания об окружающем мире, тем более интересные замыслы у детей. Обогащается опыт детей, они учатся фиксировать происходящее в речи, совершенствуется связная речь.
Легоконструирование является развивающим, воспитательным и регулятивным средством развития личности ребенка дошкольного возраста.