Дарья Лукьянова
Игровые технологии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Игровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Публикация «Игровые технологии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
На первый взгляд, игровая деятельность дошкольников довольно избитая тема, изученная вдоль и поперек. Но я считаю, что раз игровая деятельность – это ведущий вид деятельности дошкольников, и по ФГОС мы, воспитатели, должны воспитывать, обучать, развивать детей именно в игре, то эта тема будет важна и актуальна всегда.
Совместно с родителями мы создали (и продолжаем создавать) предметно-развивающую среду в группе (оформляем игровые уголки, приобретаем и изготавливаем развивающие игры, спортивный инвентарь, игрушки). Но, на один игровой уголок, ни одна игрушка сами по себе не научат ребенка играть и не разовьют его способности. Они могут только помогать настоящей детской игре. Детям 2-3 лет не хватает жизненного опыта, воображений, знаний, чтобы полноценно играть, дети часто застревают на одном действии (только катают машинку, куклу только качают или кормят, поэтому я много играю с детьми, обогащаю знания детей. А потом даю время для самостоятельной игры, где дети уже сами играют, применяя полученные знания.
Игра у наших детей еще не сюжетно-ролевая, она будет гораздо позже, игра больше отобразительная (дети отображают в игре то, что знают, что видят, самостоятельно не развивая сюжет). В нашем возрасте это нормально, этот этап не перескочить, он является фундаментом для сюжетно-ролевой игры в дальнейшем.
Большое внимание уделяю режиссерской игре. Если ребенок плохо говорит и его не понимают или он стесняется и плохо входит в контакт с другими детьми, то на помощь приходит именно режиссерская игра. Она развивает воображение, фантазию, диалоговую речь, здесь могут бурно проявляться эмоции ребенка. Ребенку нравится, что это только его игра, он хозяин в ней и не любит, когда в нее вмешиваются. Предлагаю посмотреть небольшой фрагмент игры где видно, насколько ребенок может быть поглощен игрой.
Интересной развивающей игрой для детей является театрализованная игра. Самые простые сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» они обыгрывают сами или принимают участие (помогают колобку спеть песенку, проговаривают последовательность кто за кем пришел к теремку или помогать деду вытаскивать репку). Применяю театрализованную игру и во время НОД: «Три поросенка», «Теремок» (конструирование)- помогаем построить крепкий домик,
Игровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
«Курочка Ряба» (лепка) – лепим много «простых» яичек,
«Колобок» (рисование) – рисуем румяных колобков для бабушки и дедушки.
Причем, применяя сказки во время НОД, часто меняю конец сказки или отхожу от традиционного сюжета: вставляю логоритмику, ввожу новых героев. Это развивает у детей сказкосложение : на основе знакомой сказки, они придумывают свой сюжет, свою сказку. Например, после конструирования по сказке «Три поросенка», дети во время свободной деятельности, проигрывали эту сказку, но вместо поросят были заяц, корова и собака, а вместо волка – крокодил, которого мы отправили в Африку на поезде, который дети тут же сделали из конструктора. Театрализованные игры использую и при заучивании потешек, песенок, стихотворений. Заучивание происходит быстро и интересно. Так, при заучивании потешек "Кошкин дом" и "Сидит белка на тележке" я использовала театр на ковролине.
Ни для кого не секрет, что развитию способностей у детей, в том числе и речи, помогают игры на развитие мелкой моторики. Я использую игры с прищепками, с пробками, различные шнуровки, пальчиковые игры.
В пальчиковые игры мы все с детьми играем. Но мне хотелось бы обратить ваше внимание на игры Железновых. Мои дети их очень любят, так как они сопровождаются песенкой (дети любят петь, а музыка создает положительный эмоциональный фон.
Дети очень подвижные, любят активные игры, поэтому и в свободной деятельности и во время НОД мы много играем в подвижные и хороводные игры. Среди таких игр, много игр с речевым сопровождением. Дети быстро запоминают потешки, стихи, учатся координировать движения со словами.
То, что игра – дело серьезное, мы, воспитатели знаем и уделяем игре детей огромное внимание. Хотелось бы, чтобы и родители это понимали. Но не так все просто. Часто родители даже не представляют, насколько игра важна в жизни ребенка, или не знают, как играть, в какие игры, как организовать их. Чтобы привлечь внимание родителей к значимости детской игры, ее роли в жизни их ребенка, укрепить сотрудничество (родители-дети-воспитатели, я разработала проект «Взаимодействие с родителями по развитию игровой культуры у детей младшего дошкольного возраста». Так как эта тема очень объемная, я разделила ее на 2 части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть была представлена двумя видеофильмами, которые я разместила в Интернете, а родители получили ссылки на них. Первый видеофильм «Путеводитель по стране детских игр»
помог родителям разобраться в следующих вопросах:
Какие бывают игры и зачем они нужны детям?
Любая ли игра развивает?
Как и зачем передавать игровую культуру детям?
Что нужно делать, чтобы не потерять эмоциональную близость с ребенком?
Для игр детям нужны игрушки. Но умеют ли родители их выбирать? Как правильно выбрать игрушку, которая бы развивала бы ребенка, родители узнали из второго видеофильма, который я ток и назвала «Магазин игрушек»
В рамках этого проекта разработала консультации и рекомендации для родителей. Практическая часть прошла в виде мастер-класса «Развиваемся, играя!». Родители узнали, почему игровая деятельность – ведущая деятельность дошкольника, какие способности мы можем развивать у ребенка в игре, разобрали причины, почему взрослому трудно играть с ребенком. Рассказала и показала родителям, как в детском саду применяется игровая технология. В конце нашей встречи родители задавали волнующие их вопросы. Была оформлена выставка дидактических игр (покупных и сделанных своими руками) и театрализованных игр.
Заключительная часть проекта в виде трех дней открытых дверей. В эти дни родители могли вечером зайти в группу и поиграть со своим ребенком в любую игру. Дети, играя вместе со своим папой или со своей мамой, получали огромное удовольствие.
Работа по самообразованию над этой темой не закончена. Она будет продолжаться, развиваться, усложняться на протяжении всего пребывания детей в детском саду.