Анастасия Свинухова
Игровая образовательная ситуация по развитию речи «Литературный калейдоскоп» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребенка – детский сад № 198 «Акварелька»
Игровая образовательная ситуация по развитию речи
Тема: «Литературный калейдоскоп»
В старшей группе № 4
«Веселый карандаш»
Публикация «Игровая образовательная ситуация по развитию речи „Литературный калейдоскоп“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Составила: воспитатель Свинухова А. М.
Цель: Выявить знание воспитанников о литературных произведениях, учить воспитанников составлять интересные описания героев.
Задачи:
- развивать связную и диалогическую речь, умение содержательно отвечать на вопросы;
- развивать у воспитанников умение описывать героев сказки;
- воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать, не выкрикивать.
Воспитатель: Сегодня я хочу вас пригласить в сказку, а поедем мы туда на автобусе, у нас будут станции, где будем останавливаться, и на каждой станции будут задания которые необходимо будет выполнить, ну что проходите в автобус и занимайте удобные места. Можно отправляться в путь? Едем, едем, едем в далекие края, веселые соседи, веселые друзья. И первая наша станция называется
«Отгадай загадку».
Воспитатель: Вы любите отгадывать загадки? Что такое загадка? Чем загадки отличаются от стихов, рассказов?
Дети: Загадки бывают разные: о животных, о растениях, предметах; похожие на стихи, короткие, всего из одного предложения. В загадках предмет не называется и нужно самому догадаться, о чем речь. Чтобы легче было догадаться, в сказке говорится, на что похож этот предмет.
Воспитатель: А теперь я предлагаю отгадать загадки и доказать, что ваша отгадка подходит к загадке и объяснить, почему вы так думаете? Слушайте загадку.
• Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?
Дети: белка.
Воспитатель: Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все ребята разбежались,
Напугал зверят тех.
Дети: волк.
Воспитатель: Скачет баба на метле.
Страшная и злая.
Кто она такая?
Дети: Баба – Яга
Воспитатель: У Аленушки – сестрицы
Унесли братишку птицы
Высоко они летят
Далеко они глядят.
Дети: Гуси – Лебеди
Воспитатель: Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался.. .
Дети: Колобок
Воспитатель: По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат ведра
Дети: По щучьему велению
Воспитатель: Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то
Дети: Семеро козлят
Воспитатель: молодцы, умеете отгадывать загадки. Ну а нам пора ехать дальше. Едем, едем, едем в далекие края, веселые соседи, веселые друзья. Следующая станция «Игралочка», на этой станции мы будем играть в «Сказки»
Давайте сделаем круг.
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
А теперь ее потянем (имитация движения)
Из репы кашу сварим (имитация еды)
Мы славная семья козлят.
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
Воспитатель: Молодцы, справились
Едем дальше в русскую сказку, а тут наша станция называется «Угадай кто это?»
-Ребята вы сказки любите?
- А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети: Волшебная, чудесная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая)
Воспитатель: Мы с вами прочитали много книг. Давайте вспомним. Кто сочиняет сказки?
Дети: Писатели, сказочники, народ.
Воспитатель: Чем отличаются сказки от других литературных произведений?
Дети: В сказках есть волшебство, животные разговаривают. В сказках заключается народная мудрость, которые сочинил народ. Из сказок мы узнаем, как жили люди раньше, чему учили своих детей, о чем мечтали, они рассказывали сказки своим детям, а те, когда вырастут своим детям. Сказки учат быть добрыми, трудолюбивыми. В сказках зло всегда наказывается. В сказках рассказывается о приключениях людей и животных.
Воспитатель: Как начинаются сказки?
Дети: Давным – давно, жили - были,
Воспитатель: Как заканчиваются сказки?
Дети: Вот и сказке конец, а кто слушал молодец
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам вспомнить, в каких сказках встречаются названные мною герои и характеризовать их. (Лиса, волк, заяц, медведь.)
Дети: …
Воспитатель: Какие молодцы, а наше путешествие продолжается, отправляемся в путь Едем, едем, едем в далекие края, веселые соседи, веселые друзья. Следующая станция «Инсценировка сказки»,
Сейчас я вам загадаю сказку которую мы разыграем по ролям, а вы попробуете ее отгадать.
“Возле леса на опушке трое их
Живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати. три подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?”
Дети: «Три медведя»
Воспитатель: отлично, давайте разыграем по ролям
Михаило Иванович – грубый голос”Кто хлебал в моей чашке!”
Настасья Петровна зарычала не так громко”Кто хлебал в моей чашке!”
А Мишутка запищал тонким голосом”Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал!”
Михаило Иванович”Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!”
Настасья Петровна”Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!”
Мишутка”Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!”
Михаило Иванович страшным голосом”Кто ложился в мою постель и смял ее!”
Настасья Петровна не очень громко”Кто ложился в мою постель и смял ее!”
Мишутка тонким голоском”Кто ложился в мою постель! Вот она, держи, держи!”
Девочка проснулась. увидела медведей, бросилась к окну и убежала.
Воспитатель: Это авторская сказка. Ее автор русский писатель Лев Толстой Отправляемся к следующей последней станции которая называется «Авторская». Кроме русских народных мы читали с вами много авторских сказок русских и зарубежных писателей. Буду рада, если вы их вспомните. Я вам загадаю загадки и мы посмотрим сможете ли вы угадать героев сказок:
Он опаснейший злодей,
Ловит маленьких детей,
В жаркой Африке живет,
Непослушных деток ждет.
Дети: Бармалей, Чуковский
Воспитатель: Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит
Это доктор.. .
Дети: Айболит, Чуковский
Воспитатель: Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет.
Дети: Бабушка Федора, Чуковский
Воспитатель: Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это?
Дети: Буратино, А. Толстой
Воспитатель: В этой книжке именины!
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Комар голову срубил
Дети: Муха – Цокотуха, Чуковский
Воспитатель: Рыбка не простая
Чешуей сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет.
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке, Пушкин
Воспитатель: Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Дети: Красная Шапочка, Шарль Перро
Воспитатель: Вот такое у нас получилось сегодня путешествие по сказкам, пора возвращаться в детский сад, скажите ребята, вам понравилось? О каких произведениях мы беседовали? Какие бывают сказки? В какую игру играли? Какую сценку разыгрывали?