Нина Баженова
Конспект НОД по развитию речи «Литературный калейдоскоп» с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Вспомнить с детьми народные и авторские сказки.
Вызвать у детей желание проявить свою эрудицию - Знание иллюстрированных изданий книг с рисунками известных художников.
Помочь вспомнить русские пословицы о дружбе и друзьях.
Познакомить с осетинскими пословицами о дружбе и друзьях. Помочь запомнить пословицу на осетинском языке.
Развивать интерес и любовь к фольклору.
Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи.
Предварительная работа.
Чтение авторских и русских народных сказок. Инсценирование сказок. Игры, беседы,. Разучивание пословиц.
Оборудование.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Литературный калейдоскоп“ с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Магнитная доска, книга - ширма, портреты писателей (В. Гримм, Я. Гримм, К. И. Чуковский, Ш. Перро,
А. С. Пушкин., рисунки ЕМРачёва, костюмы принца и принцессы, осетинские костюмы, костюм «Марта»,
отдельные издания детской художественной литературы выше названных авторов.
Палочка для джигита.
Ход занятия
B. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы вместе с гостями побываем в мире сказок.
Сосик, хочешь я расскажу тебе сказку?
C. Хочу!.
B. Жили - были два гуся - вот и сказка вся.
C. Вова, хочешь я расскажу тебе сказку?
B. Да!
C. Жили - были два гуся - вот и сказка вся.
В. Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки На море - океане, на острове Буяне.
Там березонька стоит,
На ней люлечка висит,
В люльке зайка крепко спит.
Как у зайки моего Одеяльце шелково,
Перинушка пухова.
Подушечка в головах.
Рядом бабушка сидит Зайке сказки говорит.
Сказки старинные Не короткие, не длинные:
Про кошку,
Про ложку,
Про лису и про быка,
Про кривого петуха.
Про гусей- лебедей,
Про смышленых зверей
Это присказка, а сказки?
Сказки дальние пойдут.
(Под музыку из ширмы - книги выходит «принцесса») Вос-ль. Как Вам спалось?
Принцесса. Ах, ужасно плохо! Я всю ночь не сомкнула глаз. Бог знает, что там у меня было в постели. Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках! Это просто ужас что такое!.
Вос-ль. (берет за руку «принцессу»)
Кто вспомнил из какой сказки к нам пришла эта гостья? Кто автор сказки «Принцесса на горшине»?
Почему «принцесса» всю ночь не сомкнула глаз?
Чем закончилась сказка? (Свадьбой принца и принцессы)
(Звучит музыка П. Изотова «Вальс».Из книги - ширмы выходит «принц» и танцует с «принцессой» бальный танец после чего возвращается в книгу - ширму).
Вос-ль. Какие еще сказки Х. К. Андерсена вы знаете?
Дети. «Гадкий утенок», «Снежная королева», Дюймовочка»
Вос-ль. Что вы можете сказать о Дюймовочке, какая она?
(маленькая, добрая, хорошая,.)
Вос-ль. А сейчас попробуйте отгадать загадку тоже про хорошую девочку.
Девочка хорошая по лесу идет
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз.
Кто-то страшный встретится на пути сейчас.
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка, кто же этот зверь?
Вы загадку можете отгадать теперь?
(«Красная Шапочка»)
В ос-ль. Полина тоже хочет загадать загадку про добрую, трудолюбивую девочку.
Полина. Скорей бы приблизился вечер И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченной карете Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь.
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. («Золушка»)
В ос-ль. Золушка попала на сказочный бал.
А теперь отгадайте, кто праздновал именины?
P-к В этой книжке - именины Много было там гостей.
А на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. («Муха Цокотуха»)
Вос-ль. А сейчас я предлагаю вам поиграть.
На столе у меня много сказок. Каждый из вас должен взять одну из них, вспомнить автора и встать у портрета автора сказки.
Вос-ль. А знаете ли вы эти сказки? (Воспитатель открывает Выставку иллюстраций художника Е. М. Рачева. Дети называют сказки)
Вос-ль. Кто нарисовал картинки к сказкам?
Кто сочинил эти сказки? Какие ещё русские народные сказки вы знаете?
Просмотр отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
В ос-ль. Отрывок из какой сказки вы посмотрели? Кто написал эту сказку?
Чем отличается эта сказка от русских народных сказок и от многих авторских сказок? (Написана в стихах)
Физминутка «Три медведя»
Три медведя шли домой (Идут вперевалочку)
Папа был большой - большой (Руки поднять высоко) Мама чуть поменьше ростом (Руки на уровне груди)
А сынок - малышка просто (Присесть и идти на корт-х) Очень маленький он был С погремушками ходил И играл бы до утра
Ту - ру - ру, та - ра - ра (имитация игры на погрем-х)
Инсценирование отрывка из сказки «Двенадцать месяцев». Из ширмы- сказки выходит «Март» с весенней веткой, ударяет посохом о «землю» - включается фонограмма пения птиц.
Март. Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
В ос-ль. Из какой сказки этот герой? Кто автор сказки «Двенадцать месяцев»? («март» уходит. Восп-ль зачитывает конец сказки «Двенадцать месяцев» :
. .падчерица долго на свете жила.)
Вос-ль. Можно сказать, что девочка и двенадцать месяцев стали большими друзьями?
(Раздается удалая песня. Входит мальчик и садится на «камень». Входит второй мальчик, садится спиной к первому, чертит на «земле» цифры.)
1- й мальчик. Эх, было бы у меня 100 лошадей, был бы я
самым счастливым на свете! Вырасту большим, пойду в далекие страны счастья искать, обязательно най ду себе 100 лошадей.
2- й мальчик Было бы у меня сто друзей, был бы я самым
счастливым на свете! Вырасту большим, пойду в далекие страны счастья искать. Обязательно найду себе 100 друзей. (Уходят в книгу - ширму).
Вос-ль. Какую сказку напомнили вам эти джигиты? Какого народа эта сказка?. Так что лучше иметь 100 лошадей или 100 друзей?
О чем эта сказка? (О дружбе, о друзьях)
Какие пословицы вы знаете о дружбе и друзьях?
(Человек без друзей, что дерево без корней. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Один в поле не воин. Нет друга ищиего, а найдешь - береги. Старый друг - лучше новых двух
Вос-ль. Это русские пословицы о дружбе и друзьях. А я хочу вас познакомить с осетинскими пословицами о дружбе.
«В одиночку и птица в лесу не живет». «Лучше иметь в каждом ауле по другу, чем по быку». «Хороший друг—лучшая драгоценность».
Вос-ль. Сегодня, ребята, мы на занятии вспомнили много сказок: авторские и народные, в стихах и в прозе. Пого- ворили о дружбе и друзьях. Я вижу, что вы любите и знаете сказки. Мне понравилось, как вы поработали. Особенно. (Звучит муз. Шаинского «Если с другом выше в путь» и дети выходят из группы.)