Ирина Новикова
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Космическое путешествие в страну Математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ситуации
познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
(5-6 лет) по теме: «Космическое путешествие в страну Математики»
Составила:
И. В. Новикова
Воспитатель МБДОУ д/с № 9
г. Славянска-на-Кубани
Тип образовательной ситуации : «Открытие нового знания».
Публикация «Конспект образовательной ситуации в старшей группе „Космическое путешествие в страну Математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Цель: развитие математических представлений посредством игры – путешествия, изображение космического пространства с использованием нетрадиционной техники рисования.
Образовательные задачи :
Мотивировать детей на включение в деятельность;
Актуализировать знания детей о форме предметов, цвете, количестве.
Закрепить знания о числах, пространстве и времени;
Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.
Организовать анализ детьми возникшей ситуации, формировать опыт фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявления места и причины затруднения.
Формировать у детей представления о планете Земля, как общем доме людей;
Познакомить с новым способом рисования: «цветной маятник».
Формировать первичный опыт детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили её достичь.
Логическая основа образовательной ситуации
Новое знание: способ нетрадиционной техники рисования.
Индивидуальное затруднение ребёнка состоит в том, что он не может достичь желаемого результата – помочь жителям Планеты Математика вернуть их дома после прошедшей на их планете бури и приготовить памятный подарок.
Причина затруднения: незнание последовательности действий для достижения результата.
Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) – помочь жителям Планеты Математика вернуть их дома после прошедшей на их планете бури.
Цель деятельности детей: (на этапе освоения новой задачи) – на основе знаний и умений детей, помочь друзьям, оказавшимся в беде, сделать подарок, используя новый способ нетрадиционного рисования («цветной маятник»).
Результат: получение знания о цифрах, форме предметов, цвете, количестве, пространстве и времени, освоение одного из способов техники нетрадиционного рисования, достижение «детской» цели.
Предварительная работа:
Беседа о космосе, о планете Земля, рассматривание иллюстраций космических тел, решение логических заданий, дидактические игры: «Подбери фигуру», «Вчера, сегодня, завтра», «Части суток»,
«Какое число рядом»; создание открыток ко дню космонавтики.
Материалы к занятию :
Демонстрационный
слайды с изображениями на космическую тему,
рисунок из геометрических фигур,
письмо в форме звезды,
ватман с заданием,
бортовой журнал,
стулья с цифрами,
подарки для детей.
Раздаточный
примеры для каждого ребёнка,
простые карандаши,
карточки с геометрическими фигурами,
«картинка планеты Математик»,
дома жителей планеты «Математики»,
белый картон для рисования,
крышечки двух размеров,
краска гуашь,
кисти,
подставки для кистей,
влажные салфетки.
Оборудование
ноутбук,
экран,
проектор,
6 детских столов,
мольберт,
фоновая музыка по теме «Космос».
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Образовательная задача воспитателя : мотивировать детей на включение в деятельность.
Совместная игровая деятельность педагога с детьми:
Воспитатель предлагает детям игру «Сложи фигуру кота».
По мере завершения игры раздаётся звук падающей звезды и педагог находит «послание жителей планеты Математика»,
Воспитатель. Вам интересно узнать, что в этом послании?
Ответы детей.
Воспитатель читает письмо, прилетевшее на упавшей звезде: «Здравствуйте, мы жители планеты Математики». На нашей планете мы любим считать, играть с геометрическими фигурами, ходить друг к другу в гости. Но у нас произошла беда, поднялась космическая буря, которая разбросала наши домики по всей планете. Мы просим вас помочь нам! Вернуть наши дома на свои места!»
Воспитатель. Да… Проблема…. Ребята, как вы считаете, друзья, нам надо помогать другим жителям? Мы сможем помочь жителям? Ребята, я хотела бы вместе с вами помочь. А как мы сможем им помочь? Что мы можем сделать, для того чтобы помочь жителям?
Ответы детей.
2. Актуализация знаний.
Образовательные задачи :
Актуализировать знания детей о форме предметов, цвете, количестве.
Закрепить знания о числах, пространстве и времени;
Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.
Воспитатель. Для начала, нам нужно добраться до планеты «Математики». Как можно туда попасть, ведь планета находиться в космосе?
Ответы детей.
Воспитатель. Я тоже за то, чтобы отправиться на планету Математики на ракете.
Давайте создадим наш космический корабль, для этого нам нужно будет пройти по схеме. Ребята, я хочу предложить вам пройти в наше космическое конструкторское бюро. Ребята, что это? (воспитатель показывает схему транспорта, ракеты). Как вы думаете, что нам нужно сделать?
На ватмане нарисованы точки со стрелками, которые необходимо соединить по порядку.
Ответы детей:
Воспитатель. Ребята, Что у нас получилось? Какой это вид транспорта? (воздушный) Мы сможем на ней полететь? Куда? Мы сможем полететь на нашей ракете в космическое путешествие?
Ответы детей.
Ребята, вы такие молодцы. Вы столько знаете о космосе, знаете, как по схеме собрать космическую ракету! Я вами очень довольна.
Воспитатель: Я поняла, что мы сможем с вами отправиться в космическое путешествие на нашей космической ракете, но я знаю, что во время путешествия нужно будет нам соблюдать порядок.
Для этого нам придётся выбрать капитана нашего космического экипажа. Кто знает, как это можно сделать? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Я бы выбрала капитана по считалке. Как вы думаете? Кто хочет по считалке выбрать капитана?
Ответы детей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
Звёздочка к нам прилетела
И тебе водить велела.
Воспитатель. Капитан – Ваня (Кристина, Рома, ребята, я тоже хочу играть! А можно я буду помощником капитана?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, а вы умеете решать математические примеры? Жители планеты Математики умеют решать такие примеры. А вы умеете?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, я умею решать такие математические примеры, и могу вам помочь. Можно вам помочь? Я думаю, что нам нужно будет решить пример. От двух отнять один. Сколько получиться?
Ответ ребёнка. Один
Воспитатель. Ты садишься на первый стул.
Все дети решают примеры и занимают свои места.
Воспитатель. Вот теперь мы готовы к космическому путешествию. Для того чтобы наша ракета полетела, нам нужно отсчитать от 5 до1.
(СЛАЙД № 2) Ракета
Дети считают, включается слайд, ракеты на старте, и изображение звездного неба. Раздаётся звук взлетающей ракеты.
Воспитатель.
Ребята, вот мы с вами и настоящий космический экипаж, а Ваня у вас капитан космического корабля. На борту любого космического корабля каждый экипаж ведет свой бортовой журнал и у нас с вами он тоже есть. Но чтобы его заполнить, нам нужно ответить на вопросы.
1. Какое сейчас время года?
2. Назовите осенние месяцы.
3. Какое время сейчас суток?
4. Если сегодня вторник, то завтра?
5. А послезавтра?
Воспитатель.
Вот теперь наш журнал заполнен, мы можем двигаться вперед.
(СЛАЙД 3 Метеорит)
На экране появляется изображение большого космического метеорита.
Воспитатель. Капитан, первое наше задание – справиться с метеоритом. Чтобы его обойти, нужно выполнить расшифровку: вставить пропущенные геометрические фигуры.
Капитан раздаёт карточки с изображением фигур в два ряда и простые карандаши, дети выполняют задание.
Воспитатель. У вас хорошо получается, замечательно. Теперь метеорит остался позади.
СЛАЙД 4 (Метеоритный дождь)
На экране появляется космический метеоритный дождь.
Воспитатель. Друзья, посмотрите, перед нами космический метеоритный дождь. Как же нам его пролететь?
Ответы детей.
Воспитатель. А сила у вас есть?
Ответы детей.
Воспитатель. А – ловкость?
Ответы детей.
Воспитатель. Вы можете продемонстрировать свою ловкость и силу сейчас? Это поможет нам преодолеть космический метеоритный дождь.
Проводится физкультминутка.
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом всё тише, тише, походить – и сесть опять.
Воспитатель. Мне понравилось, как вы справились с заданием и космический дождь рассеялся.
(СЛАЙД 5 Комета)
На экране большая комета.
3. Затруднение в ситуации.
Образовательные задачи :
Организовать анализ детьми возникшей ситуации, формировать опыт фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявления места и причины затруднения.
Воспитатель. Видите в небе большую комету! Она быстрая! Как нам её обогнать?
Ответы детей.
Воспитатель. Я тоже думаю, что нужно прибавить скорость, но, у нас заканчивается топливо. А вот топливо у нашей ракеты не простое. Оно состоит из цифр. Сложите их по порядку и скорость резко увеличится.
Дети выкладывают цифры по порядку.
Воспитатель. Вы сегодня просто герои! Решили важную задачу!
Воспитатель. Мы на большой скорости приближаемся к планете Математики!
(СЛАЙД № 6 Планета)
Слайды с изображением планеты : с деревьями, с озером, с цветами.
Воспитатель. Вам нравится планета? Какая она?
Ответы детей.
Воспитатель. Наведём здесь порядок?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает расположить дома в необходимом порядке, отражая в речи их пространственное расположение (слева, справа, на, внизу, перед, за)
1. Первый дом был красным, с квадратным окном и стоял он справа от большого зеленого дерева.
2. Второй дом был синий и с треугольным окном. И стоял он слева от большого зеленого дерева.
3. Третий дом был зеленый, с круглым окном и стоял он на вершине горы.
4. Четвертый дом – желтый, с овальным окном, стоял за горой на цветочной поляне
5. Пятый дом – фиолетовый, с прямоугольным окном, стоял внизу горы
6. Шестой – был оранжевый, с пятиугольным окном. И стоял он перед большим деревом.
(дети ставят каждый дом по очереди на нужное место)
Воспитатель. Какие молодцы!
Друзья, вы желаете оставить жителям планеты Математики красивые подарки?
Ответы детей.
Пройдите в нашу космическую лабораторию.
4. Открытие нового знания.
Образовательная задача :
Познакомить с новым способом рисования: «цветной маятник».
Воспитатель. Ребята, я умею рисовать Солнечную систему! Хотите, я вам покажу, как можно нарисовать загадочную солнечную систему?
Ответы детей.
СЛАЙД 7 (Солнечная система) + музыка космическая (03)
Совместная художественная деятельность воспитателя с детьми. Использование нового метода рисования «Цветной маятник» и, ранее известного – оттиск.
Во время работы звучит лёгкая музыка.
Воспитатель. Сегодня мы с вами сделали очень много. Я вам благодарна!
Вы хотите вернуться домой, на нашу землю? Давайте произведём отсчет от 5 до 1. И полетим.
Дети считают.
Звучит музыка (04) и на экране появляются слайды космоса.
Слайды космоса.
5. Итог.
Образовательная задача.
Формировать первичный опыт детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили её достичь.
Воспитатель. Вот мы и в детском саду. Расскажите, где мы с вами побывали
Ответы детей.
Воспитатель. Зачем мы решили туда лететь?
Ответы детей.
Воспитатель. Что вам помогло выполнить план спасения космических жителей?
Ответы детей.
Воспитатель. Вам понравилось рисовать новым способом?
Ответы детей.
Воспитатель. Наша работа была очень полезной! Я рада!
Звук падающей звезды
Раздаётся звук падающей звезды. Прислали подарок для детей с планеты Математики.