юлия кургундаева
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Свойства воды» (Познавательное развитие).
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Цель: Создание социальной ситуации в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: Формировать представления детей о свойствах воды через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Способствовать стимулированию речевой активности, умению анализировать, делать выводы, прививать чувство бережного отношения к воде как природному ресурсу.
Создание предметной среды для проведения НОД
Картинки с изображением человеческого глаза, носа, языка, человеческой руки, уха; 5 столов, на которых размещены прозрачные стаканчики с разными жидкостями (обязательно один из стаканов должен быть наполнен водой); яйца, баночки пластиковые, соль, ложки; баночки для фокуса (по количеству детей).
Предварительная работа:
- рассматривание картины Васнецова Аленушка»
- рассматривание иллюстраций фонтанов, водопадов
- разучивание стихотворения «Вода» Хината
- Чтение «Течет река» Б. Заходера
- чтение «Капелька» Мошнина
- разучивание заклички «Дождик»
- загадки о воде
- слушание аудиозапись шума воды
- слушание звуков природы в записи
- просмотр мультфильма «Путешествие капельки»
- слушание произведений Чайковского (на выбор)
Материалы и оборудование:
Пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью,, яйца, баночка, аквариум с рыбками.
План НОД
1. Вводная часть:
- Создание проблемной ситуации.
- Определение цели.
- Создание мотива для деятельности детей.
2. Основная часть:
- Опытно-экспериментальная деятельность.
3. Заключительная часть:
- Подведение итогов НОД
-Демонстрация фокуса.
Содержание НОД
I. Вводная часть
Создание проблемной ситуации, мотивации детской деятельности. Определение цели.
Воспитатель заносит в группу аквариум, в котором очень мало воды.
Воспитатель: -Здравствуйте, дети. Так к вам спешила с подарком, что случилась неприятность -разлила воду, и рыбкам теперь очень плохо, да и вас не получилось обрадовать. Что же делать?
Дети отвечают: -Долить воду!
Воспитатель: -Конечно, просто долить воду -куда уж проще. Но вся проблема в том, что вода должна быть самая настоящая, а как её найти в группе, где столько разных жидкостей-с этим будет сложнее. Вы мне поможете?
Дети :-Поможем!
Основная часть
Воспитатель: На каждом столе находится настоящая вода, которую мы соберем стаканчик за стаканчиком. Наши помощники-органы чувств и, конечно же вы, а с такими умными ребятами, я уверена, рыбкам долго ждать не придется.
Итак, подойдем к первому столу. Условное обозначение-глаз.
Что это значит?
Дети: -это значит, глаза нам помогут определить-в каком стаканчике содержится вода.
Дошкольники легко определяют стакан с водой
Воспитатель: -Почему вы выбрали именно эту жидкость?.
Дети:- Потому что вода- прозрачная.
Воспитатель: -Но у нас на столе два стакана с прозрачной жидкостью. Если внимательно приглядеться- можно увидеть маленькие пузырьки в одном из двух стаканов с прозрачной жидкостью. Это газы. В воде нет газа. Значит, по свойству воды- прозрачная и без газа -мы её определили.
Хорошо, мы эту воду нальем в баночку. (Дети помогают переливать)
Воды еще недостаточно, и мы подойдем ко второму столу. Зачем? Правильно, чтобы определить где здесь вода? Подсказка-нос. Что это означает?
Дети:- воду можно определить по запаху.
Воспитатель: -А чем должна пахнуть вода? Правильно -ничем. Будем искать жидкость без запаха.
Вот и второй стакан мы подлили в баночку.
Не устали? Давайте поиграем.
Малоподвижная игра-«Мокрые слова».(Дети поочередно бросают друг-другу капельку -наполненный водой воздушный шарик- и называют при этом «мокрые слова». Например-«речка», «озеро», «дельфин». «лягушка»)
На третьем столе стоят стаканы и к ним подсказка-язык. Значит, воду определяем…
Дети:- На вкус.
Детям разрешается попробовать жидкости.
Воспитатель: Какая по вкусу должна быть вода?
Дети:-Вода не имеет вкуса.
Воспитатель:-А почему тогда говорят -какая вкусная вода?
Дети:- Вода всегда вкусная, когда очень-очень хочешь пить.
Вода без вкуса -вот и еще один признак этой волшебной жидкости. И скорее добавляем водичку в баночку-какой уже по счету стакан?.
А возможно определить слоеная вода или пресная не пробуя ее на вкус? Предлагаю провести опыт по определению наличия соли в воде. - Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
- А как сделать так, чтобы яйцо не всплыло и не опустилось на дно.
Вот почему на нашем соленом озере плавать легко, чем на речке-соленая вода держит предметы на поверхности.
Следующий стол-нарисована рука. Что это могло бы означать?
Дети: -Определить на ощупь какая вода. Горячая или холодная.
Воспитатель:- А как вы думаете -какая вода подойдет нашим рыбкам?
Дети:- Им нужна теплая.
Воспитатель:- Как же быть? Ведь у нас в стаканчиках только очень холодная и только горячая вода
Дети: -Смешать
Воспитатель :-Правильно, вода легко перемешивается потому что она жидкая.
Последний стол -условное обозначение-ухо.
Ребята, что делать?
Дети: -Послушать.
Воспитатель: -А разве воду можно услышать?
За закрытой ширмочкой помощник воспитателя переливает воду и пересыпает сыпучую смесь. Дети на слух определяют –где вода.
Вот мы с вами и собрали водичку для аквариума, но прежде чем залить ее, давайте еще раз проверим -все ли мы правильно сделали. Ведь если мы ошибемся, рыбкам будет очень плохо.
Вы согласны? Будем проверять?
Дети соглашаются.
Итак, вода не имеет цвета, нет и у воды… запаха, вода бывает теплой и холодной, а еще у воды нет… вкуса. И на слух-вода булькает. Теперь можно смело добавить воду в аквариум.
Заключительная часть.
Подведение итогов
Ребята, вы сегодня не просто научились определять воду по ее свойствам, вы сделали больше- спасли рыбок. За это я покажу вам фокус-покус. Ой, подскажите мне, пожалуйста, волшебные слова.
Воспитатель наливает в баночки прозрачную воду, накрывает тканью, произносит слова и…ничего не происходит. Детям предлагается встряхнуть воду и вода у каждого окрашивается в разноцветные тона. Молодцы!