Дарья Трефилова
Коммуникативные игры в ДОУ. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма обогащения словаря дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырём основным видам речевой деятельности.
Публикация «Коммуникативные игры в ДОУ, Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма обогащения словаря дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста возможно через решение основных задач развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.
Педагогическая технология О. М. Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, с другой – нетрадиционные формы речевой работы детьми.
Игровые обучающие ситуации – это нетрадиционная форма совместной образовательной деятельности по обогащению словаря дошкольников. Игровая ситуация должна создавать ребенку возможность принятия на себя роли действующего в ней персонажа.
ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ
МОГУТ БЫТЬ ЧЕТЫРЁ Х ВИДОВ:
1. ситуации – иллюстрации;
2. ситуации – упражнения;
3. ситуации партнёрского взаимодействия (ситуации – проблемы)
4. ситуации – оценки.
В ситуациях – иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. В этом случае рекомендуется использовать кукольный театр, который позволяет дать детям образцы социально приемлемого поведения, активизировать навыки эффективного общения. Чаще всего ситуации – иллюстрации используются в младшей группе.
Начиная со средней группы, параллельно с использованием ситуаций – иллюстраций предлагаются игровые ситуации – упражнения. Включаясь в такие ситуации, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения в рамках игрового действия.
Участие детей в ситуациях партнёрского взаимодействия способствует освоению ими основных векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях – проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится сознавать и переживать их. Действуя в игровом образе, ребёнок овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно менять своё игровое, а затем и реальное поведение.
В старшей группе начинают использовать ситуации – оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать уже принятое решение, оценить его.
Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в неё педагогом.
ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ
• Детям приходит письмо от Степашки, который жалуется, что не знает, как поступить с грязной скатертью после праздника. Воспитатель с детьми выясняет, что нужно, чтобы постирать, н-р, носовой платок. У каждого из детей есть тазик с водой, мыло. Воспитатель также выясняет, какие действия нужно совершить – смочить, намылить, сполоснуть, развесить на веревочку с помощью прищепок. Все действия со своими платочками дети выполняют под музыку в форме танцевальных упражнений.
• Проведение занятия в средней группе по развитию речи. Используется игровой персонаж – игрушечный утенок, которого обидели, и теперь он сильно грустит. Детям предлагается рассказать утенку, какой он красивый, хороший. Дети по очереди берут утенка, рассматривают его, каждый составляет небольшой рассказ о нем, выделяет то, что ему больше всего понравилось в игрушке. Утенок благодарит каждого ребенка, в конце занятия говорит, что дети ему очень понравились и теперь он грустить не будет.
• В старшей группе воспитатель, подойдя к группе детей, внезапно достает бумажный фотоаппарат и «фотографирует собравшихся, а затем дарит несколько «Фотографий» с нарисованными смешными рожицами. Дети радостно удивлены. - Этот фотоаппарат подарил мне Карлсон, - сообщает воспитатель. – Он уверяет меня, что каждый из вас, если захочет, сможет сделать себе такую игрушку. Да вот мне что-то не очень верится в это… - А я смогу! – заявляет Ваня. - И я! И я! Сможем! – раздаются детские голоса. Ребятам уже не терпится попробовать свои силы в конструировании фотоаппарата.
• Воспитатель, развесив на подставках картины о весне, говорит детям: «Ребята, у нас в детском саду открывается маленькая картинная галерея, и вам как старшим детям мы предлагаем стать экскурсоводами и вечером, когда придут дети средней группы, им нужно понятно рассказать, что нарисовано на картинах». Дети начинают обсуждать, что, в какой последовательности можно рассказать о той или иной картине. Несколько детей проводят экскурсию со сверстниками, которые не только слушают, но и активно помогают «экскурсоводу» в составлении рассказа. Вечером пятилетние дети с удовольствием слушают рассказ хозяев, которые демонстрируют картинную галерею
СЦЕНАРИИ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ
I. Ситуация-иллюстрация
Тема: Домашние животные.
Программное содержание:
• Обогащать речь детей словами : кошка, котенок, собака, корова, теленок, коза, козленок, курочка, цыпленок, хвост, рога, уши, ноги, лапы, ест, пьет.
• Умение слушать, отвечать на вопросы.
• Воспитывать интерес и заботу о животных.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций домашних животных и детенышей; рассматривание игрушек – животных; беседа о домашних животных; чтение стихов, рассказов, потешек, дидактическая игра «кто как кричит».
Содержание:
Воспитатель: Дети, кто-то постучал в дверь (Дверь открывается. Заходит почтальон и здоровается).
Почтальон: Здравствуйте дети. Я Вам принес посылку от Волшебника (отдает посылку и уходит).
Воспитатель: Посмотрим, что же в ней находится?
Дети: О – это картинки.
Воспитатель: Какие красивые иллюстрации с домашними животными. Давайте посмотрим и назовем этих животных. Кто это?
Дети: Собака; корова; коза; кошка.
Воспитатель: Правильно кошка. Дети, Вы знаете стишок про кошку.
Дети:
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись
А то Машенька пойдет
Через киску упадет. (И т. д. про каждого животного)
Воспитатель: Молодцы. Дети, назовите мне детеныша собаки, коровы, козы, кошки.
Дети: Щенята, телята, козлята, котята.
Воспитатель: Какую пользу приносит корова, коза, собака, кошка.
Дети: Корова, коза (молоко, собака (охраняет дом, кошка (ловит мышей).
Воспитатель: Дети, а как зовет своих детенешей: мама-корова, мама-собака, мама-коза, мама-кошка.
Дети: Муу. ; Гав-гав; Мее. ; Мяу-мяу.
Воспитатель: Дети! Что же любят кушать животные?
Дети: Корова, коза – травку.
Собака – косточку.
Кошка – молоко.
Воспитатель: Дети, а сейчас мы пойдем на прогулку и покормим маленького щенка, которого принес Алешин папа.
II. Ситуации-упражнения (дидактическая игра в средней группе)
Тема: Мы идем в лес.
Дидактические задачи:
1. Расширить представления дошкольников о диких животных.
2. Познакомить с животными занесенными в красную книгу.
3. Способствовать использованию в играх представление о редких животных.
4. Развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами.
5. Воспитывать бережное отношение к животным.
Материал: игрушки, картинки зверей, запись голосов птиц и животных.
Содержание:
Дети и воспитатель отправляются в лес. На входе в лес их встречает лесник, который беседует с ними, рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). Особое внимание уделяет животным, которые занесены в красную книгу и охраняются государством. Лесник рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.
Лесник: А сейчас приглашаю Вас немного поиграть, ведь я очень люблю игры. А вы любите?
Экологическая игра "Как вести себя в лесу"(На столе разложены картинки с изображением действий поведения людей в лесу, дети стоят в кругу. Лесник бросает мяч и называет определенное действие. Ребенок, поймавший мяч, находит подходящую картинку, показывает детям).
Лесник: Ну, ребята, вы порадовали меня. Главные правила вы знаете, но есть еще другие, они написаны в этой книге, я ее вам дарю.
III. Ситуации-проблемы (в играх)
Проблемные ситуации :
• Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Поле. Что произойдет? (младшая группа)
• Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.
• Почему ёж колючий?
• Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?
• Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца?
• Что случится, если не будет растений?
• Как папа узнал, что ночью был дождь?
• Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?
• Почему заяц и белка линяют?
Проблемные ситуации создаются, побуждая детей выдвигать свои предположения, делать предварительные выводы и обобщения.
Игра «Кому нужна вода?» – знакомит детей с местожительством растения. В каких местах любит расти; на солнечной полянке или на затемненной опушке леса, рядом с водой или в воде (какое оно – влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое?
В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенности строения корня, листьев и т. д.
Игра «Чудо-цветок»– направлена на закрепление знания детей о внешнем виде растения, о его строении (корень, стебель, листья, цветок и плод).
В игре «Приготовь лекарство» дети продолжают закреплять знания о строении растения, о том, где оно растет, об особенностях его строения, а также узнают о лекарственных свойствах.
Детям предлагаются различные игры :
• игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;
• игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;
• игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем мире.
Игры, использованные в учебно-воспитательном процессе – это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой стороны – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей деятельности.
Перечисление игр:
• "Растения нашего леса"
• "Узнай гриб"
• "Парные картинки"
• "Опиши животное"
• "Когда это бывает"
• "Найди маму"
• "Птичья столовая"
• "Домик для животных"
• "Расскажи сказку"
• "Путешествие в лес"
IV. Ситуации-оценки (по сказкам и играм)
Сказки – это неисчерпаемый источник вдохновения. Сказки укрепляют «иммунитет» доброты, нравственного и психического здоровья. Ведь в них прослеживается причинно-следственная связь, понятная детям, воспитываются настоящие человеческие чувства. Герои каждой сказки встречаются со злом и побеждают его, потому что имеют доброе, чуткое сердце; им на помощь приходят звери, птицы и даже солнце.
Детямстаршего дошкольного возраста можно предложить игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков. Все они основываются на сюжетных сказках, поступках сказочных героев.
Например: Придумай сказке другой конец.
Вспомните, как же закончилась сказка "Сивка-Бурка", что произошло в конце, подумайте: какие были у всех лица, когда они увидели кольцо у Иванушки? Покажите их удивительные взгляды. А какое лицо было у Иванушки? (Показывают).
Подумайте: как еще могла бы закончиться сказка? Как иначе могли поступить царь, царевна, Иван, братья? Как бы поступили вы, если бы были на том пиру?
Ситуации-оценки со стороны самих детей, например, дети в ходе игр-драматизаций берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера: добрый – злой; честный – лживый.
Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.
Примером может послужить игра «Пирамида добра»
Детям встать в круг. Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит её сверху на мою ладонь. Затем следующий кладет руку на ладонь следующего ребенка, уже высказавшего свое пожелание. Я начинаю ( например: "Желаю всем быть дружелюбными, веселыми"). Как только выскажете все пожелания, возводя пирамиду добра, я тихонько раскачиваю ее со словами : "Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!" – подталкиваю лежащие ладони на моей руке вверх, рассыпая пирамиду.
Примеры ситуации-оценки :
– Кто в доме главный?
– Как можно узнать настроение человека?
– Мои поступки.
– Если бы я был (была) волшебником?
4. Заключение
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.
Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:
• дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
• обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
• педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
•
•
• Литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 1999.– М. : «Мозаика-Синтез», 2004.
2. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под. Ред. В. И. Селиверстова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1981.
3. Кыласова Л. Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2006
4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. метод, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. : (уманит, изд. центр "ВЛАДОС", 2003.)
5. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника : методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург "АРГО", 1996.