МААМ-картинки

Коммуникативные игры в ДОУ. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма обогащения словаря дошкольников

Дарья Трефилова
Коммуникативные игры в ДОУ. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма обогащения словаря дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырём основным видам речевой деятельности.

Публикация «Коммуникативные игры в ДОУ, Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма обогащения словаря дошкольников» размещена в разделах

Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста возможно через решение основных задач развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.

Педагогическая технология О. М. Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, с другой – нетрадиционные формы речевой работы детьми.

Игровые обучающие ситуации – это нетрадиционная форма совместной образовательной деятельности по обогащению словаря дошкольников. Игровая ситуация должна создавать ребенку возможность принятия на себя роли действующего в ней персонажа.

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ

МОГУТ БЫТЬ ЧЕТЫРЁ Х ВИДОВ:

1. ситуации – иллюстрации;

2. ситуации – упражнения;

3. ситуации партнёрского взаимодействия (ситуации – проблемы)

4. ситуации – оценки.

В ситуациях – иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. В этом случае рекомендуется использовать кукольный театр, который позволяет дать детям образцы социально приемлемого поведения, активизировать навыки эффективного общения. Чаще всего ситуации – иллюстрации используются в младшей группе.

Начиная со средней группы, параллельно с использованием ситуаций – иллюстраций предлагаются игровые ситуации – упражнения. Включаясь в такие ситуации, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения в рамках игрового действия.

Участие детей в ситуациях партнёрского взаимодействия способствует освоению ими основных векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях – проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится сознавать и переживать их. Действуя в игровом образе, ребёнок овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно менять своё игровое, а затем и реальное поведение.

В старшей группе начинают использовать ситуации – оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать уже принятое решение, оценить его.

Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в неё педагогом.

ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

• Детям приходит письмо от Степашки, который жалуется, что не знает, как поступить с грязной скатертью после праздника. Воспитатель с детьми выясняет, что нужно, чтобы постирать, н-р, носовой платок. У каждого из детей есть тазик с водой, мыло. Воспитатель также выясняет, какие действия нужно совершить – смочить, намылить, сполоснуть, развесить на веревочку с помощью прищепок. Все действия со своими платочками дети выполняют под музыку в форме танцевальных упражнений.

• Проведение занятия в средней группе по развитию речи. Используется игровой персонаж – игрушечный утенок, которого обидели, и теперь он сильно грустит. Детям предлагается рассказать утенку, какой он красивый, хороший. Дети по очереди берут утенка, рассматривают его, каждый составляет небольшой рассказ о нем, выделяет то, что ему больше всего понравилось в игрушке. Утенок благодарит каждого ребенка, в конце занятия говорит, что дети ему очень понравились и теперь он грустить не будет.

• В старшей группе воспитатель, подойдя к группе детей, внезапно достает бумажный фотоаппарат и «фотографирует собравшихся, а затем дарит несколько «Фотографий» с нарисованными смешными рожицами. Дети радостно удивлены. - Этот фотоаппарат подарил мне Карлсон, - сообщает воспитатель. – Он уверяет меня, что каждый из вас, если захочет, сможет сделать себе такую игрушку. Да вот мне что-то не очень верится в это… - А я смогу! – заявляет Ваня. - И я! И я! Сможем! – раздаются детские голоса. Ребятам уже не терпится попробовать свои силы в конструировании фотоаппарата.

• Воспитатель, развесив на подставках картины о весне, говорит детям: «Ребята, у нас в детском саду открывается маленькая картинная галерея, и вам как старшим детям мы предлагаем стать экскурсоводами и вечером, когда придут дети средней группы, им нужно понятно рассказать, что нарисовано на картинах». Дети начинают обсуждать, что, в какой последовательности можно рассказать о той или иной картине. Несколько детей проводят экскурсию со сверстниками, которые не только слушают, но и активно помогают «экскурсоводу» в составлении рассказа. Вечером пятилетние дети с удовольствием слушают рассказ хозяев, которые демонстрируют картинную галерею

СЦЕНАРИИ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

I. Ситуация-иллюстрация

Тема: Домашние животные.

Программное содержание:

Обогащать речь детей словами : кошка, котенок, собака, корова, теленок, коза, козленок, курочка, цыпленок, хвост, рога, уши, ноги, лапы, ест, пьет.

• Умение слушать, отвечать на вопросы.

• Воспитывать интерес и заботу о животных.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций домашних животных и детенышей; рассматривание игрушек – животных; беседа о домашних животных; чтение стихов, рассказов, потешек, дидактическая игра «кто как кричит».

Содержание:

Воспитатель: Дети, кто-то постучал в дверь (Дверь открывается. Заходит почтальон и здоровается).

Почтальон: Здравствуйте дети. Я Вам принес посылку от Волшебника (отдает посылку и уходит).

Воспитатель: Посмотрим, что же в ней находится?

Дети: О – это картинки.

Воспитатель: Какие красивые иллюстрации с домашними животными. Давайте посмотрим и назовем этих животных. Кто это?

Дети: Собака; корова; коза; кошка.

Воспитатель: Правильно кошка. Дети, Вы знаете стишок про кошку.

Дети:

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись

А то Машенька пойдет

Через киску упадет. (И т. д. про каждого животного)

Воспитатель: Молодцы. Дети, назовите мне детеныша собаки, коровы, козы, кошки.

Дети: Щенята, телята, козлята, котята.

Воспитатель: Какую пользу приносит корова, коза, собака, кошка.

Дети: Корова, коза (молоко, собака (охраняет дом, кошка (ловит мышей).

Воспитатель: Дети, а как зовет своих детенешей: мама-корова, мама-собака, мама-коза, мама-кошка.

Дети: Муу. ; Гав-гав; Мее. ; Мяу-мяу.

Воспитатель: Дети! Что же любят кушать животные?

Дети: Корова, коза – травку.

Собака – косточку.

Кошка – молоко.

Воспитатель: Дети, а сейчас мы пойдем на прогулку и покормим маленького щенка, которого принес Алешин папа.

II. Ситуации-упражнения (дидактическая игра в средней группе)

Тема: Мы идем в лес.

Дидактические задачи:

1. Расширить представления дошкольников о диких животных.

2. Познакомить с животными занесенными в красную книгу.

3. Способствовать использованию в играх представление о редких животных.

4. Развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами.

5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Материал: игрушки, картинки зверей, запись голосов птиц и животных.

Содержание:

Дети и воспитатель отправляются в лес. На входе в лес их встречает лесник, который беседует с ними, рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). Особое внимание уделяет животным, которые занесены в красную книгу и охраняются государством. Лесник рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.

Лесник: А сейчас приглашаю Вас немного поиграть, ведь я очень люблю игры. А вы любите?

Экологическая игра "Как вести себя в лесу"(На столе разложены картинки с изображением действий поведения людей в лесу, дети стоят в кругу. Лесник бросает мяч и называет определенное действие. Ребенок, поймавший мяч, находит подходящую картинку, показывает детям).

Лесник: Ну, ребята, вы порадовали меня. Главные правила вы знаете, но есть еще другие, они написаны в этой книге, я ее вам дарю.

III. Ситуации-проблемы (в играх)

Проблемные ситуации :

• Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Поле. Что произойдет? (младшая группа)

• Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.

• Почему ёж колючий?

• Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?

• Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца?

• Что случится, если не будет растений?

• Как папа узнал, что ночью был дождь?

• Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?

• Почему заяц и белка линяют?

Проблемные ситуации создаются, побуждая детей выдвигать свои предположения, делать предварительные выводы и обобщения.

Игра «Кому нужна вода?» – знакомит детей с местожительством растения. В каких местах любит расти; на солнечной полянке или на затемненной опушке леса, рядом с водой или в воде (какое оно – влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое?

В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенности строения корня, листьев и т. д.

Игра «Чудо-цветок»– направлена на закрепление знания детей о внешнем виде растения, о его строении (корень, стебель, листья, цветок и плод).

В игре «Приготовь лекарство» дети продолжают закреплять знания о строении растения, о том, где оно растет, об особенностях его строения, а также узнают о лекарственных свойствах.

Детям предлагаются различные игры :

игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;

игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;

игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем мире.

Игры, использованные в учебно-воспитательном процессе – это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой стороны – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей деятельности.

Перечисление игр:

• "Растения нашего леса"

• "Узнай гриб"

• "Парные картинки"

• "Опиши животное"

• "Когда это бывает"

• "Найди маму"

• "Птичья столовая"

• "Домик для животных"

• "Расскажи сказку"

• "Путешествие в лес"

IV. Ситуации-оценки (по сказкам и играм)

Сказки – это неисчерпаемый источник вдохновения. Сказки укрепляют «иммунитет» доброты, нравственного и психического здоровья. Ведь в них прослеживается причинно-следственная связь, понятная детям, воспитываются настоящие человеческие чувства. Герои каждой сказки встречаются со злом и побеждают его, потому что имеют доброе, чуткое сердце; им на помощь приходят звери, птицы и даже солнце.

Детямстаршего дошкольного возраста можно предложить игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков. Все они основываются на сюжетных сказках, поступках сказочных героев.

Например: Придумай сказке другой конец.

Вспомните, как же закончилась сказка "Сивка-Бурка", что произошло в конце, подумайте: какие были у всех лица, когда они увидели кольцо у Иванушки? Покажите их удивительные взгляды. А какое лицо было у Иванушки? (Показывают).

Подумайте: как еще могла бы закончиться сказка? Как иначе могли поступить царь, царевна, Иван, братья? Как бы поступили вы, если бы были на том пиру?

Ситуации-оценки со стороны самих детей, например, дети в ходе игр-драматизаций берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера: добрый – злой; честный – лживый.

Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.

Примером может послужить игра «Пирамида добра»

Детям встать в круг. Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит её сверху на мою ладонь. Затем следующий кладет руку на ладонь следующего ребенка, уже высказавшего свое пожелание. Я начинаю ( например: "Желаю всем быть дружелюбными, веселыми"). Как только выскажете все пожелания, возводя пирамиду добра, я тихонько раскачиваю ее со словами : "Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!" – подталкиваю лежащие ладони на моей руке вверх, рассыпая пирамиду.

Примеры ситуации-оценки :

– Кто в доме главный?

– Как можно узнать настроение человека?

– Мои поступки.

– Если бы я был (была) волшебником?

4. Заключение

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

• дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

• педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Литература:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 1999.– М. : «Мозаика-Синтез», 2004.

2. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под. Ред. В. И. Селиверстова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1981.

3. Кыласова Л. Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2006

4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. метод, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. : (уманит, изд. центр "ВЛАДОС", 2003.)

5. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника : методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург "АРГО", 1996.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для обучения дошкольников правильному дыханию Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является обучение их правильному дыханию. Правильное дыхание - это полное ритмичное.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников Из публикации Оксаны Столь узнала о том, что 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (.

Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные игры дошкольников. Методика и практика проведения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 45 детский сад «Ручеек» с. Кагальник Азовского района Мастер – класс.

Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольниковМатематические игры и игровые упражнения для старших дошкольников "Ручеёк" Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.

Обучающие игры для детей старшего дошкольного возраста Обучающие игры для детей 5- 7 лет. 1. Упражнение «Кто без чего не обойдется» Помогает ребенку научиться выделять существительные признаки.

Обучающие игры на тему «Овощи и фрукты» для детей старшего дошкольного возраста Обучающие игры на тему «Овощи и фрукты» для детей 5- 7 лет. 1. Дидактическая игра «Огурцы» Цель: развивать быстроту реакции, внимание; закрепить.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Подвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольниковПодвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольников Подвижные игры на прогулке зимой-это очень замечательно!Зимой холодно и поэтому намного лучше не стоять на месте и не прогуливаться,а двигаться.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников «Радио»Задачи: развивать умение обращать внимание на индивидуальные особенностями сверстников Воспитатель берёт в руки микрофон (это может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные игры в ДОУ. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма обогащения словаря дошкольников
Опубликовано: 10 мая 2023 в 16:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативные игры в ДОУ. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма обогащения словаря дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Трефилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД