Елена Чувилина
Обучающие игры для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обучающие игры для детей 5- 7 лет.
1. Упражнение «Кто без чего не обойдется»
Помогает ребенку научиться выделять существительные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Их этих слов надо выбрать только два самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из словаря самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?. Без садовника… собаки… земли?. Почему?» Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное,чтобы ребенок понял,почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Публикация «Обучающие игры для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Первый вариант. Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать,слово)
Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное? Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.
2. Игра «Живое – неживое»
Знакомим ребенка с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный».
Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем «Кто», а неживые «Что».
Приводим несколько примеров.
Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.
Что растет? Кто растет?
Кто летает? Что летает?
Кто плавает? Что плавает?
Кто самый большой? Что самое большое? И т. д.
3. Игра «Жили-были»
Игра для развития мышления, смекалки,закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди. Смысл игры - я просто приведу примеры.
Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее – со «степенью трудности» определитесь сами. Взрослый задает вопрос «Жил – был цыпленок, что с ним потом стало? – «Он стал петушком». «Жила – была тучка, что с ней потом стало? – «Из нее дождик пролился»
«Жил – был ручеек, что ним стало?» - «Зимой замерз», «Засох в жару».
«Жило – было семечко, что с ним потом стало?» - «Из него цветок вырос»
- «Жил – был кусочек глины, что с ним потом стало?» - «Из него сделали кирпич (вазу)
4. Игра «Что снаружи – что внутри?»
Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что внутри. Дом – шкаф; книга – шкаф; сумка – кошелек; кошелек – деньги; кастрюля – каша; аквариум – рыбы; будка – собака; нора – лиса.
Затем поменяйтесь ролями – пусть ребенок загадывает пары слов.
5. Игра «Какое что бывает?»
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
-Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом)
Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом; человек или столб.
-Что бывает длинным (коротким?
-Что бывает широким (Узким?
-Что бывает круглым (квадратным?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т. д.
6. Игра «Распространение предложений»
Взрослый говорит: «Садовник поливает…»(что? где? зачем? когда).Дети идут… (куда? зачем) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.
Дополнить предложение.
Просить ребенка закончить предложения: «Дети поливают цветы на клумбах, потому что…». «На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что…». «Зимой медведь спит, потому что…» и т. д.