Жанна Сорокина
«Калейдоскоп эмоций». Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: Развивать и обогащать эмоциональную сферу детей средствами двух дисциплин: музыки и психологии.
Задачи:
Закреплять имеющиеся знания о различных эмоциональных состояниях : радость, гнев, горе, удивление и т. д., определять и различать их по схематичным изображениям.
Учить распознавать музыку, соотносить ее содержание и настроение с собственными переживаниями и эмоциями.
Обогащать словарный запас детей, развивать их коммуникативные навыки.
Публикация «„Калейдоскоп эмоций“, Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Обучать детей определять свое эмоциональное состояние.
Материалы:
• Использование ИКТ: мультимедиа, магнитофон, слайды;
• Магнитная доска «Экран настроения»;
• Схематичные изображения: гнева, радости, грусти, удивления и т. д. ;
• Фонограммы музыкальных произведений: Детский альбом П. И. Чайковский «Болезнь куклы», песня из мультфильма «Приключение поросенка Фунтика»;
• Атрибуты персонажей сказок и рассказов;
• Кукла с мимикой различных эмоций;
• Маски с изображением различных эмоций;
• Магнитная доска для определения настроения;
• Звездочки для оценки знаний детей.
Предварительная работа:
Знакомство с художественными произведениями:
Сказка о царевне Несмеяне.
Ход занятия:
Предварительно в зал вносится магнитная доска на которой располагаются цветные маски ображающие различные эмоциональные состояния детей. (диагностика проведена заранее)
Дети заходят в зал.
Психолог: Здравствуйте ребята. Рада видеть вас сегодня в нашем зале. К нам сегодня в детский сад пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Муз. руководитель: Здравствуйте ребята! Музыка приглашает нас в удивительный мир сказок. Посмотрите на экран. Что вы видите на нем?
(дети видят маски с изображение различных эмоциональных состояний). Ребята, а вы знаете, что каждой маске соответствует своя определенная музыка, и мы должны ее угадать.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Болезнь куклы». Дети выбирают пиктограмму с соответствующей эмоцией (грусть).
Психолог: Ребята, а как вы узнали, что это грусть?
По каким признакам можно определить, что человеку грустно?
Ответы детей : у него наклонена вниз голова, унылый взгляд, брови и уголки рта опущены и т. д.
Муз. руководитель: А что вы скажите о музыке? Какая она?
Ответы детей : тоскливая.
Муз. руководитель: Дети посмотрите, а что это за предметы? Чьи они?
Обращает внимание детей на атрибуты царевны Несмеяны: корона, платок.
Психолог: Давайте ребята изобразим ее. (дети изображают эмоции этого персонажа).
За окошком солнце светит,
Во дворе гуляют дети.
Несмеяна, как всегда
Слезы льет, как из ведра.
Ей не радостны игрушки,
Ей нужны сейчас подружки.
Грустно ей сейчас одной,
Что же делать ей с тоской?
Ответы детей : Дети предлагают подружиться с ней и повеселить ее забавной игрой.
Дразнилка
Здесь живет Хмурилка (дети хмурятся,
Здесь живет Дразнилка (показывают язык).
Здесь живет Смешилка (глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт).
Это носик Бибка! (указательные пальцы сведены на кончике носа)
Где ваша улыбка? (дети отвечают улыбкой на вопрос педагога).
Муз. руководитель: Давайте послушаем следующую музыку и выберем маску.
Звучит песня из мультфильма Приключение поросенка Фунтика «Доброта» В. Шульжик.
Дети: Это веселая музыка.
Психолог: Давайте и мы с вами изобразим радость и веселье. (дети изображают радость)
Каким образом мы выражаем свою радость? По каким признакам можно понять, что человек радуется?
Муз. руководитель: Правильно, угадали.
Дробь барабанов -что за чудо!
Ночное небо, звезды всюду,
А в центре зала – чародей:
В чалме, плаще. Он для людей
Вмиг превращает шелк в шары
И детям раздает дары.
На сцену поднялся наш друг,
Достал из шляпы ленту вдруг,
Он стал тянуть быстрей, быстрей,
Вспорхнул за лентой воробей,
По шляпе маг провел рукой,
Цветы посыпались горой,
Вся сцена Разных красок Цвет,
А чародей нам шлет привет!
Муз. руководитель: Ребята, а давайте мы с вами тоже порадуем чародея игрой на музыкальных инструментах, чем создадим радостное и веселое настроения у всех окружающих.
Оркестр «Каприз» В. А. Гаврилин
Муз. руководитель: Ребята предлагаю вам послушать еще одно музыкальное произведение.
Звучит музыка «Баба Яга» М. П. Мусоргский….
Дети выбирают пиктограмму с соответствующей эмоцией (гнева, злости).
Психолог: А как вы узнали, что это злость или гнев? По каким признакам можно понять, что человек злится?
Ответы детей : у него сдвинуты брови, сердитый взгляд, рот крепко сжат, тело напрежено, кисти сжаты в кулак, движения резкие и отрывистые.
Муз. руководитель: А что вы скажите о музыке? Какая она?
Дети: Злая, страшная.
Муз. руководитель: Ребята, посмотрите на предметы и скажите кому они могли бы принадлежать (наглядное пособие) (метла, ступа).
Дети: Баба Яга.
Психолог: А давайте попытаемся изобразить её.
Ребята, я думаю Баба Яга злая потому, что она совсем одна живёт в лесу, в своей избушке?
Муз. руководитель: Дети наши великолепные актеры, весельчаки и фантазеры.
Игра «Поиграем в сказку»
Детей просят при помощи мимики и жестов изобразить разных персонажей детских произведений: радостного Буратино, грустного Пьеро, трудолюбивую Золушку, отзывчивого Доктора Айболита, злую Бабу Ягу, добродушного кота Леопольда, гордую Снежную Королеву, жадного Медвежонка, удивленного крокодила Гену и т. д.
Психолог: А теперь ребята. Подойдите к экрану настроение и поставьте такой значок, который соответствует вашему текущему настроению.
Вы сегодня хорошо занимались, были активными, верно справились со всеми заданиями и мы дарим вам на память эти чудесные звездочки. (педагоги раздают детям звездочки с надписями «Молодец», «Умница» и т. д.). Прощаются с ребятами.
Конспект был разработан педагогом-психологом Ближенской Н. В. и музыкальным руководителем Сорокиной Ж. П.