Папки-передвижки

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Елена
Сенсорное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье раскрываются возможности сенсорного развития детей раннего возраста (2-3 лет) посредством деятельности в центре технического творчества и экспериментирования.

Ключевые слова: сенсорное развитие, дети, ранний возраст, техническое творчество.

Сенсорное развитие детей раннего возраста представляет собой особую актуальность, поскольку оно закладывает фундамент для дальнейшего интеллектуального развития ребенка, его обучения и социального взаимодействия. В этот период происходит активное формирование чувствительности к окружающему миру, познание сенсорных эталонов, знакомство со звуками, цветом, формой, различной текстурой материалов. Важно обеспечить ребенку двух – трех лет получение многообразного сенсорного опыта. От этого зависит, насколько гармонично будет развиваться малыш. Важным аспектом данного процесса является разнообразие сенсорных стимулов, которые могут быть предложены детям.

В задачи сенсорного развития детей раннего возраста по ФОП ДО входит: «развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного; совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов».

Сенсорное развитие детей раннего возраста является важнейшей частью общего формирования личности. В процессе игры и взаимодействия с окружающим миром малыши учатся различать и воспринимать различные виды ощущений. Зрительное восприятие, например, развивается через яркие игрушки, цветные книги и картины, что помогает ребенку распознавать формы и цвета. Это, в свою очередь, способствует улучшению когнитивных навыков и умению концентрироваться.

Слуховое восприятие также играет важную роль в детском развитии. Музыка, звуки природы или даже шумы домашней обстановки способствуют формированию слуховой памяти и внимательности. Игры с ритмом и мелодией обогащают слуховой опыт ребенка, что важно для его речевого развития.

Осязательное восприятие формируется через тактильные ощущения. Разнообразные материалы — от мягких игрушек до гладких или шершавых поверхностей — дарят ребенку возможность исследовать мир через касание, что развивает мелкую моторику и координацию движений. Вкусовое и обонятельное восприятие также не менее значимы: знакомство с различными продуктами не только помогает развивать вкусовые предпочтения, но и обогащает словарный запас, когда ребенок учится называть найденные ароматы и вкусы.

Использование различных текстур, звуков, цветов и запахов способствует не только познанию мира, но и улучшению когнитивных функций. Непосредственное взаимодействие с предметами, игра с игрушками, которые имеют разные тактильные качества, а также занятия, направленные на развитие слуха и зрения, создают необходимые условия для полноценного сенсорного восприятия.

Кроме того, сенсорное развитие играет ключевую роль в эмоциональной сфере. Дети через опыт взаимодействия с окружающей средой учатся преодолевать сенсорные перегрузки, развивают навыки саморегуляции и учатся выражать свои эмоции. Все это формирует уверенность в себе и открытость к новому, что в дальнейшем значительно влияет на социальные навыки и общение с сверстниками.

Большие возможности в сенсорном развитии детей раннего возраста представляет заложены в деятельности в центре технического творчества и экспериментирования.

Центры технического творчества и экспериментирования открывают перед детьми раннего возраста уникальные возможности для сенсорного развития. Под руководством воспитателя малыши могут взаимодействовать с самыми разнообразными материалами и инструментами, что способствует не только развитию моторики, но и обогащению сенсорного опыта. Например, работа с текстурами, формами и цветами помогает детям учиться различать визуальные и тактильные характеристики объектов, что является основой для будущих навыков восприятия окружающего мира.

Творческие занятия в таких центрах также стимулируют речевое развитие. Дети могут собирать постройки, изучая доступные для их возраста простейшие механизмы. Это формирует у них уверенность в собственных силах и развивает моторику.

Посредством деятельности в центре технического творчества мы организуем опыты и эксперименты с материалами, Например, нами изготовлен сухой бассейн, в который мы поместили разные предметы (катушки, болты, кубики, колечки и др.). Исследуя их, дети знакомятся со свойствами различных материалов.

Мы проводим такие эксперименты с водой, как «Волшебница вода», «Тонет не тонет», «Лилии в воде», «Растворение красок в воде», «Теплая и холодная», «Какая вода?». С помощью этих опытов и экспериментов обогащаются сенсорные представления детей раннего возраста.

Каждый из этих экспериментов направлен на то, чтобы развить у детей раннего возраста основы научного познания через непосредственный опыт. В ходе эксперимента «Волшебница вода» малыши наблюдают, как вода меняет свои свойства в зависимости от добавленных веществ. Например, добавляя моющие вещества мы получаем мыльные пузыри, которые запускаем для детей. Это открывает перед ними мир неживой природы и развивает любопытство.

Эксперимент «Тонет не тонет» учит детей различать материалы по их плотности. Они с интересом исследуют, какие предметы опускаются на дно, а какие остаются на поверхности, что помогает формировать базовые представления о физике и свойствах материи.

Проведение эксперимента «Растворение красок в воде» дает возможность малышам наблюдать за смешиванием цветов, развивая их зрительное восприятие и креативность. А «Теплая и холодная» позволяет им ощутить разницу в температурах, что является важным аспектом сенсорного развития.

Каждый из этих опытов способствует развитию не только познавательных навыков, но и социализации детей через совместное взаимодействие и обсуждение результатов.

Кроме этого, мы предлагаем детям не только исследовать, но и создавать. Для развития сенсорного восприятия мы используем игры «Собери бусы», в ходе которой дети нанизывают на веревочку различного цвета макароны.

В центр мы поместили простейшие механизмы, такие как мельницы или мишку, который позволяет запускать мыльные пузыри. Игры с мыльными пузырями погружает ребенка в мир идеальной формы и различных цветов. Дети узнают, что пузырь может лопнуть, но если его поймать в варежках, то возможно его удержать в ладонях.

На занятиях юные инженеры могут под нашим руководством конструировать модели из различных материалов, что развивает их мелкую моторику. Например, используется игра «Разноцветные колесики», которые дети нанизывают на соответствующие крупные болты, а затем запускается механизм движения. Осваивая основы механики в игре, дети становятся не только участниками увлекательного процесса, но и творцами собственных идей. Так, наш центр становится пространством, где каждый ребенок может раскрыть свои таланты, занимаясь техническим творчеством и экспериментами.

Взаимодействие с окружающей средой и получение нового опыта становятся основой для формирования целостной картины мира.

Список литературы

Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: кн. для воспитателя детского сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 2008.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования дидактических пособийСенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования дидактических пособий Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через использование дидактических пособий. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Котята» Представляет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста
Опубликовано: 13 февраля 2025 в 10:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена (УИ 1487036) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!
15 февраля 2025 суббота
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Праздник гиппопотама!
Православный праздник Сретение!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД