Елена
Сенсорное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье раскрываются возможности сенсорного развития детей раннего возраста (2-3 лет) посредством деятельности в центре технического творчества и экспериментирования.
Ключевые слова: сенсорное развитие, дети, ранний возраст, техническое творчество.
Сенсорное развитие детей раннего возраста представляет собой особую актуальность, поскольку оно закладывает фундамент для дальнейшего интеллектуального развития ребенка, его обучения и социального взаимодействия. В этот период происходит активное формирование чувствительности к окружающему миру, познание сенсорных эталонов, знакомство со звуками, цветом, формой, различной текстурой материалов. Важно обеспечить ребенку двух – трех лет получение многообразного сенсорного опыта. От этого зависит, насколько гармонично будет развиваться малыш. Важным аспектом данного процесса является разнообразие сенсорных стимулов, которые могут быть предложены детям.
В задачи сенсорного развития детей раннего возраста по ФОП ДО входит: «развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного; совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов».
Сенсорное развитие детей раннего возраста является важнейшей частью общего формирования личности. В процессе игры и взаимодействия с окружающим миром малыши учатся различать и воспринимать различные виды ощущений. Зрительное восприятие, например, развивается через яркие игрушки, цветные книги и картины, что помогает ребенку распознавать формы и цвета. Это, в свою очередь, способствует улучшению когнитивных навыков и умению концентрироваться.
Слуховое восприятие также играет важную роль в детском развитии. Музыка, звуки природы или даже шумы домашней обстановки способствуют формированию слуховой памяти и внимательности. Игры с ритмом и мелодией обогащают слуховой опыт ребенка, что важно для его речевого развития.
Осязательное восприятие формируется через тактильные ощущения. Разнообразные материалы — от мягких игрушек до гладких или шершавых поверхностей — дарят ребенку возможность исследовать мир через касание, что развивает мелкую моторику и координацию движений. Вкусовое и обонятельное восприятие также не менее значимы: знакомство с различными продуктами не только помогает развивать вкусовые предпочтения, но и обогащает словарный запас, когда ребенок учится называть найденные ароматы и вкусы.
Использование различных текстур, звуков, цветов и запахов способствует не только познанию мира, но и улучшению когнитивных функций. Непосредственное взаимодействие с предметами, игра с игрушками, которые имеют разные тактильные качества, а также занятия, направленные на развитие слуха и зрения, создают необходимые условия для полноценного сенсорного восприятия.
Кроме того, сенсорное развитие играет ключевую роль в эмоциональной сфере. Дети через опыт взаимодействия с окружающей средой учатся преодолевать сенсорные перегрузки, развивают навыки саморегуляции и учатся выражать свои эмоции. Все это формирует уверенность в себе и открытость к новому, что в дальнейшем значительно влияет на социальные навыки и общение с сверстниками.
Большие возможности в сенсорном развитии детей раннего возраста представляет заложены в деятельности в центре технического творчества и экспериментирования.
Центры технического творчества и экспериментирования открывают перед детьми раннего возраста уникальные возможности для сенсорного развития. Под руководством воспитателя малыши могут взаимодействовать с самыми разнообразными материалами и инструментами, что способствует не только развитию моторики, но и обогащению сенсорного опыта. Например, работа с текстурами, формами и цветами помогает детям учиться различать визуальные и тактильные характеристики объектов, что является основой для будущих навыков восприятия окружающего мира.
Творческие занятия в таких центрах также стимулируют речевое развитие. Дети могут собирать постройки, изучая доступные для их возраста простейшие механизмы. Это формирует у них уверенность в собственных силах и развивает моторику.
Посредством деятельности в центре технического творчества мы организуем опыты и эксперименты с материалами, Например, нами изготовлен сухой бассейн, в который мы поместили разные предметы (катушки, болты, кубики, колечки и др.). Исследуя их, дети знакомятся со свойствами различных материалов.
Мы проводим такие эксперименты с водой, как «Волшебница вода», «Тонет не тонет», «Лилии в воде», «Растворение красок в воде», «Теплая и холодная», «Какая вода?». С помощью этих опытов и экспериментов обогащаются сенсорные представления детей раннего возраста.
Каждый из этих экспериментов направлен на то, чтобы развить у детей раннего возраста основы научного познания через непосредственный опыт. В ходе эксперимента «Волшебница вода» малыши наблюдают, как вода меняет свои свойства в зависимости от добавленных веществ. Например, добавляя моющие вещества мы получаем мыльные пузыри, которые запускаем для детей. Это открывает перед ними мир неживой природы и развивает любопытство.
Эксперимент «Тонет не тонет» учит детей различать материалы по их плотности. Они с интересом исследуют, какие предметы опускаются на дно, а какие остаются на поверхности, что помогает формировать базовые представления о физике и свойствах материи.
Проведение эксперимента «Растворение красок в воде» дает возможность малышам наблюдать за смешиванием цветов, развивая их зрительное восприятие и креативность. А «Теплая и холодная» позволяет им ощутить разницу в температурах, что является важным аспектом сенсорного развития.
Каждый из этих опытов способствует развитию не только познавательных навыков, но и социализации детей через совместное взаимодействие и обсуждение результатов.
Кроме этого, мы предлагаем детям не только исследовать, но и создавать. Для развития сенсорного восприятия мы используем игры «Собери бусы», в ходе которой дети нанизывают на веревочку различного цвета макароны.
В центр мы поместили простейшие механизмы, такие как мельницы или мишку, который позволяет запускать мыльные пузыри. Игры с мыльными пузырями погружает ребенка в мир идеальной формы и различных цветов. Дети узнают, что пузырь может лопнуть, но если его поймать в варежках, то возможно его удержать в ладонях.
На занятиях юные инженеры могут под нашим руководством конструировать модели из различных материалов, что развивает их мелкую моторику. Например, используется игра «Разноцветные колесики», которые дети нанизывают на соответствующие крупные болты, а затем запускается механизм движения. Осваивая основы механики в игре, дети становятся не только участниками увлекательного процесса, но и творцами собственных идей. Так, наш центр становится пространством, где каждый ребенок может раскрыть свои таланты, занимаясь техническим творчеством и экспериментами.
Взаимодействие с окружающей средой и получение нового опыта становятся основой для формирования целостной картины мира.
Список литературы
Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: кн. для воспитателя детского сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 2008.