Марина Сергеевна Ловцова
Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания : растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».
Публикация «Изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
То, что писал Л. С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства, наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Цель: изучение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.
2. Изучение выразительности речи
3. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций
4. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей
База исследования:
МОУ детский сад комбинированного вида №255 группа №5 (подготовительная.) Возраст детей 6 - 6,5 лет.
Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, на мой взгляд, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях : интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.
Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица, пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса).
Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С. Л. Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его».
Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров, разработанных Л. П. Стрелковой:
• Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
• Дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
• Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
• Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Исходя из вышесказанного, были разработаны задания для изучения эмоциональной сферы ребенка.
Методики для изучения эмоциональной сферы ребенка
Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 5-7 лет (в пределах обозначенных эмоций, а также определенные изменения (если после проведения игровых и познавательных занятий еще раз выполнить с детьми эти же задания).
Методика 1.
Цель: Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.
(Проводится индивидуально)
Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.
Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.
Ф. И. ребенка Веселый Печальный Испуганный Сердитый Удивленный
М П М П М П М П М П
М – мимика, П - пантомимика
Обработка данных: анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния.
Методика 2.
Цель: Изучение выразительности речи
(проводится индивидуально)
Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.
Ф. И. ребенка Радостно Грустно Испуганно Сердито Удивленно
Обработка данных: делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний.
Методика 3.
Цель: Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (проводится индивидуально)
Ребенку предлагаются карточки с графическими изображениями радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?»
Ответы детей записывают в таблицу.
Ф. И. ребенка Радость Грусть Страх Гнев Удивление
Обработка данных: выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.
Методика 4.
Цель: изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.
(проводится индивидуально)
Ребенку предлагается ответить на вопросы:
1. Когда бывает интересно?
2. Когда человек удивляется?
3. Когда человек получает удовольствие?
4. Когда бывает страшно?
5. Когда бывает стыдно?
6. Когда человек злится?
7. Когда бывает радостно?
8. Когда у человека горе?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу.
Ф. И. ребенка Ответы ребенка
Обработка данных: оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам.
Обработка результатов
Методика 1.
Ф. И. ребенка Веселый Печальный Испуганный Сердитый Удивленный
М П М П М П М П М П
Саша Д. + + +
Игорь К + + + + + + + +
Даша Г. + + + +
Методика 2.
Ф. И. ребенка Радостно Грустно Испуганно Сердито Удивленно
Саша Д. + + + +
Игорь К + + +
Даша Г. + + +
Методика 3.
Ф. И. ребенка Радость Грусть Страх Гнев Удивление
Саша Д. веселое невеселое - злое -
Игорь К веселое грустное - недовольное -
Даша Г. радостное печальное испуганное сердитое -
Методика 4.
Ф. И. ребенка Ответы ребенка
Саша Д. 1. когда со мной играют
2. –
3. когда мама игрушку покупает
4. когда что-то плохое сделал
5. когда темно
6. когда плохие слова говорят
7. когда к бабушке еду. -
Игорь К. 1. когда играю в новую игру
2. когда видит что-то первый раз
3. когда что-то дарят
4. когда всем мешаю
5. когда снится страшный сон
6. когда кого-то ударят
7. когда Новый год или день рождения
8. когда дедушка умер
Даша Г. 1. когда с мамой в театр идем
2. –
3. –
4. когда что-то плохое сделала и не хочу признаваться
5. когда ветер дует и я одна дома
6. когда обзываются
7. когда с мамой гуляю. -
Анализ результатов проведенной диагностики позволяет сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом дети достаточно легко отличают радость, страх, злость и затрудняются в распознавании горя (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников, удовольствия (всего 30% детей дали правильные ответы, удивления (лишь 20%).
Дети правильно воспринимают графические изображения таких эмоций как злость, радость, грусть и затрудняются с ответом или путают эмоции удивления и страха.
Все опрошенные дети правильно используют мимику при демонстрации таких эмоций как радость, грусть и злость, и только 20% дошкольников – при демонстрации испуга и удивления. При этом дети практически не используют пантомимику при демонстрации заданных эмоций.
Анализ изучения выразительности речи показал, что дети адекватно передают в речи эмоции грусти, радости и злости и не могут предать эмоции испуга и удивления.
Таким образом, наиболее сложными для восприятия и понимания для детей старшего дошкольного возраста являются эмоции удивления, испуга и горя. Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам) и интонации.
Рекомендации
1. Необходимо начинать изучение и развитие эмоциональной сферы у детей, начиная с раннего возраста, т. к. для полноценного развития личности важно развитие не только всех познавательных процессов, но и формирование положительного отношения к окружающим людям и действительности.
2. В своей работе психологи ДОУ должны использовать программы, направленные на
• Знакомство детей с основными эмоциями
• Обогащение эмоциональной сферы ребенка
• Понимание и выражение детьми собственного эмоционального состояния и распознавание эмоциональных проявлений других людей по мимике, пантомимике, интонации и пр.
Рекомендуемые программы:
1) Крюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
2) В. А. Петренко «Страна понимания»
3) Н. Яковлева «Программа комплексного развития и коррекции различных сторон психики ребенка-дошкольника»
4) В. М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников»
3. Рекомендовать воспитателям использовать для занятий с детьми психогимнастические упражнения (этюды на выражение эмоций, игры на развитие эмоциональной сферы («Угадай эмоцию», «Лото настроений» и др.)
4. Привлекать родителей к работе с детьми по развитию эмоциональной сферы
Литература
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.
2. Психология эмоций. Тесты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1993.
3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника : занятия, игры, упражнения. - СПб., 2001
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1998.
5. Формирование школьной зрелости ребенка. Тезисы конференции. / Сост. Т. Тулва. – Таллин, 1982.
6. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М., 1990.
7. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985.