Ксения Мухина
Инновационные технологии в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день в связи с динамическим развитием современного общества к образовательной сфере выдвигаются новые требования. Поэтому необходимо инновационное включение в нашу работу, креативное дополнение в классическую программу.
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.
Темочки:
Здесь важную роль играют как традиционные, так инновационные технологии.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Одной из инновационных технологий в современной логопедической практики является арт-терапия.
Арт-терапия включает в себя: сказкотерапию, музыкотерапию, игровую терапию.
Сказкотерапия:
Один из основных приемов со сказкой – анализ, который применяется для детей на материале известной сказки. Работа в рамках сказкотерапии способствует автоматизации произношения звуков и развитию связной речи. Развивается слухоречевое внимание и память. Ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.
ЭЛЕМЕНТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ способствуют
• созданию коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
• совершенствованию лексико-грамматических средств языка;
• совершенствованию звуковой стороны речи;
• развитию диалогической и монологической речи;
• эффективности игровой мотивации детской речи;
• взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;
• сотрудничеству логопеда с детьми и друг с другом;
• созданию на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
• приобщению детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ
Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.
На занятиях использую следующие приё мы музыкотерапии:
• Прослушивание музыкальных произведений.
• Ритмические движения под музыку.
• Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.
• Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
• Музыкотерапевтическое направление работы способствует :
• Улучшению общего состояния детей;
• Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
• Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
• Стимуляции речевой функции;
• Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).
Здоровьесберегающая технология :
Технология сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, элементы логоритмики, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.
Шкатулка логопеда :
Дыхательная гимнастика:
Помогает выработать носовой тип дыхания и преодолеть ротовой. Зачастую дети дышат ключично, а необходимо диафрагмально. При правильном речевом дыхании улучшается кровообращение, газообмен, происходит массаж брюшной полости.
Гимнастика для глаз помогает концентрировать внимание, обеспечивает межполушарное взаимодействие, контролировать свое поведение
Глазодвигательные упражнения:
Глазодвигательная гимнастика – это средство стимуляции мозга, это гимнастика мозга. Упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию мозга и организма. Разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения (видео глазодвигательная гимнастика - гимнастика мозга).
Пальчиковая гимнастика:
Развитие тонкой моторики влияет на работу левого полушария, преимущественно лобной доли, что отвечает за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.
Все виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы для учителя-логопеда.