Марина Бурлакова
Инновационные формы работы с родителями (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад №13»
«Инновационные формы работы
с семьёй».
(из опыта работы0
подготовила:
Бурлакова М. Ю. (воспитатель)
Март 2016
«Счастлив тот, кто счастлив дома».
Публикация «Инновационные формы работы с родителями (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помогая детям стать увлечёнными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья.
Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ОУ. Мы - педагоги понимаем, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС, на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ОУ. Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт.
Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ОУ.
Перед нами стоит задача: как изменить общение педагогов с родителями, сделав их партнерами, как вывести их на доверительный разговор, повысить степень включенности родителей в образовательный процесс, используя большой их воспитательный потенциал и найти новые формы сотрудничества. Порой сложности в общении между семьей и ОУ возникают у нас, когда не совпадают взаимные ожидания или родители проявляют недоверие к воспитателям. Современные инновационные формы обязательно должны решать такие актуальные задачи как:
1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).
4. Повышение уровня компетентности родителей.
По нашим наблюдениям, современные родители стали все больше прислушиваться к воспитателям, специалистам, учитывая их мнение; проявлять интерес к содержанию образовательного процесса, к вопросам детской психологии. А это значит, они хотят знать все о своем ребенке. Это побуждает нас наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать новые востребованные формы сотрудничества с родителями.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием “взаимодействие”, которое представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.
Поэтому набирая группу малышей, я сразу продумываю работу с родителями, используя инновационные методы по четырем направлениям:
- информационно-аналитическое
- познавательное
- наглядно - информационное
- досуговое
Коротко о каждом направлении:
1. Работу с родителями начинаем с анкетирования и составления социального паспорта, через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс. Уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы, родители пишут о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на воспитание детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей пригодится. Опыт подсказал, что ключевая форма работы с семьёй - индивидуальная. Беседуя с родителями о ребёнке в вечерний или утренний отрезок времени, рассказывая, о том, как малыш провёл день в саду. Такие беседы – первые шаги к добрым, доверительным отношениям между педагогами и родителями.
Невозможно представить детскую группу без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация : режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Главное стараемся делать содержание родительского уголка кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию, а нам наполнить уголок самой свежей и полезной информацией.
2. Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Мы тщательно готовимся к ним. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. В этом учебном году провели собрания по темам: «Игра- школа нравственного воспитания», «Каждый маленький ребёнок должен знать с пелёнок», «Компьютер в жизни ребёнка», на конец года запланировано собрание по теме «Наши успехи и достижения». Создаем в группе уют и теплоту. Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное и познавательное. С интересом относятся родители к рекомендациям, советам. Они знают, что не услышат упреков и неудовольствия воспитателей. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку. Родительские собрания сближают нас и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь. В конце года на последнем собрании мы с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами и грамотами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.
3. Активно ведём просветительно-консультативную работу. Предлагается она через родительские уголки, где помещаются консультации. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами, психологом и логопедом. По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей были подготовлены консультации старшей медсестрой, инструктором по физической культуре и плаванию. В приемной оформлен «Уголок здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию. В этом году были предложены консультации: «Осторожно - грипп», «Витамины – наши лучшие друзья», «Закаливание в домашних условиях». В уголках имеются тетради индивидуальной работы с детьми, которые ведут специалисты.
Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Мы стремимся дать родителям квалифицированный совет, научить, подсказать. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, и тем самым побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
4. Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. В своей работе мы часто обращаем внимание родителей на значение игровой деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесс, а познания мира. Поэтому мы стремимся пояснить значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе.
5. Мы активно привлекаем родителей к участию в, уже ставшей традиционной, октябрьской конференции. Мы рады за желание родителей иметь полную информацию о вопросах, решаемых в процессе проведения конференции, а также предоставляем родителям возможность принять участие в дискуссиях по интересующим их проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста.
6. Согласно принятым ФГОС, родители имеют полное право участвовать в образовательном процессе детей и нам это очень нравиться, мы стали их активно привлекать в различные виды детской деятельности: сказочные персонажи на познавательной деятельности (мама Катюши Н. - красавица осень, брат Марка – зайчишка, тётя Ромы – доктор Айболит, на занятии по физической культуре папа Лёни провёл разминку, и детям и взрослым от этой совместной деятельности только польза, дети и родители друг в друге видят равноправных партнеров.
7. Очень интересно происходит в нашем учреждении «День открытых дверей» (2 раза в год). В это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в дошкольном учреждении вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, наблюдать за приёмом пищи, активном пробуждении после дневного сна, поиграть с детьми т. д. Традиционно во второй половине дня проводится «Ярмарка», где предлагают купить гостям нашего учреждения кондитерские изделия, изготовленные родителями совместно с детьми, детям доставляет огромное удовольствие сначала готовить печенье, тортики, лединцы на домашней кухне, а затем самостоятельно продавать. Так же предоставляется возможность посетить выставку народно – прикладного творчества, где выставлены совместные работы детей и родителей (рисунки, поделки из природного и бросового материала, предметы вышивки и вязания)
8. Не обходимся мы без помощи родителей в подготовке детских праздников, досугов и развлечений (спортивные, тематические праздники, празднование дней рождения детей и т. д.). Праздники – одна из важнейших форм работы с родителями, их готовят не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители («Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые старты», «День рождения», «Умники и умницы», «КВН» и др.). Мы придаем огромное значение данному виду сотрудничества. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.
9. Неоценимую помощь в работе нам оказывает родительский комитет. Как и в каждой группе, у нас есть свой родительский комитет, состоящий из пяти человек. Этот комитет работает согласованно, он является центром инициативы, творчества и организации всех дел. Члены комитета выполняют как традиционные, так и новые обязанности: контроль за качеством питания в ОУ, материальное оснащение воспитательно-образовательного процесса в ОУ. Совместно с комитетом сочиняем сценарии, придумываем конкурсы, развлечения и многое другое, для чего собираемся в группе. Есть в нашей группе и фотокорреспондент из родительского комитета, Савкевич Екатерина. Они делают фотографии наших экскурсий, праздников, спектаклей, и мы оформляем приемную, группу, стенды, альбомы. О жизни нашей группы и ОУ можно узнать из статей, опубликованных в СМИ.
10. На протяжении трёх лет в нашем учреждении существует такая форма работы с семьей как тематические выставки. Совместные работы детей и родителей оформленные в рамках и украшают наши фойе (темы выставок «Наш любимый город Байкальск», «Золотая осень», «Чудесница зима, «Отдых на Байкале», “Волшебное дерево сказок” и др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность (нарисовать рисунок, сделать аппликацию, вышить нитками). Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Поэтому мы считаем, что совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей.
11. Не остаётся в стороне и театрализованная деятельность. На родительских собраниях дети показывают сказки, читают стишки для своих любимых мам и пап. Весной прошлого года родители наших деток показали мини-спектакль «Репка на новый лад», сколько было восторга и радости у ребятишек, все остались довольны и громко аппладировали наши гости, дети из других групп. Многие родители после спектакля, признались, что они и сами не знали настоль они талантливы.
12. Проблемой в нашей группе остается предметно - развивающая среда в соответствии с ФГОС и здесь опять нам помогают родители. Мы с детьми участвовали в конкурсе проектов «Осторожно - дорога», родители изготовили необходимые нам атрибуты («зебру», дорожные знаки, светофор, фуражки, постелили в групповую комнату половое покрытие с рисунком проезжей части, дорожных знаков, домов. Наши старания не прошли даром, мы заняли второе место по нашему учреждению и были отмечены грамотой.
13. Совместно с родителями было пересмотрено оформление и оснащение нашей группы, были приобретены переносные модули: «Магазин», «Супермаркет», «Автозаправка». Наши родители с большим удовольствием активно принимают участие в облагораживании территории ОУ. весной принесли рассаду цветов для наших клумб и всё лето и осень мы любовались с детьми красивыми цветами, в зимние каникулы помогли в косметическом ремонте группы и пособий для детей.
14. С большим удовольствием родители принимают участие в сопровождении детей на экскурсии, целевые прогулки: на берег Байкала, речку Солзан. Со старшего возраста участвуем в традиционном осеннем тур. слёте, совместно с нашими школьниками.
15. Основная цель таких мероприятий укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих экскурсий и походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае, о Байкале. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ОУ и семье.
Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника.
Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.