Людмила Новопашина
Методы и формы работы со сказкой (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – это богатейший словарный дошкольника, усвоение правильных грамматических и синтаксических оборотов, развитие выразительности речи.
Применяя сказки, как драматизации, дети легко усваивают разговорную речь и желание передать её в образе, то есть развитее эмоциональной сферы ребёнка, которое в свою очередь есть фундаментом морального и эстетического воспитания. Благодаря драматизациям чувства переходят в идею, слова – в действия, формируется активная жизненная позиция, когда слово и дело неразделимы. Дети учатся правильно пользоваться интонацией, мимикой, жестами, вырабатывая умение передавать внутренний мир персонажей. Моделируя отношения между персонажами, дошкольники учатся поведению в реальных ситуациях.
Публикация «Методы и формы работы со сказкой (из опыта работы)» размещена в разделах
Готовясь к любой сказке-драматизации, я стараюсь найти книгу с иллюстрациями, чтобы показать её детям, где они рассматривают не только образы, но и их внутренний мир. Например, сказка «Репка» (Дед смотрит на репку, заложив руку за голову). Спрашиваю: «Что делает дед?», многие отвечают, что дед думают, как тянуть репку, кого позвать на помощь. Главное, что они все передают его эмоциональное состояние – дед задумался. А также спрашиваю, почему они не могли вытянуть репку вдвоем, втроем, а вытянули вшестером? «А в дружбе – сила» - отвечают мне дети, что демонстрирует понимание детьми, что такое коллектив и его совместная работа или деятельность.
Другим методом и приёмом работы над сказкой является просмотр кукольных спектаклей, которые воздействуют на маленьких детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольным театром применяются и художественное слово, и наглядный образ (кукла, петрушка, живописное оформление и музыкальное сопровождение. Использование кукольного театра показывает большую помощь в повседневной работе по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию дошкольников. Кукольный спектаклю детям близок, доступен и понятен: дети видят, как любимые игрушки ожили, заговорили, стали ещё привлекательнее и лучше. Кукольный спектакль имеет очень важное воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер и интересы. Именно в этом возрасте посредством сказки очень полезно показывать детям примеры дружбы («Теремок», доброты («Грибок», честности («Битый небитого везёт, трудолюбия («Репка») и т. д. Конечно, все сказки должны быть доступными детям. Чем меньше возраст, тем доступнее должны быть сказки («Курочка Ряба», «Колобок» и т. д.). Необычность демонстрации, зрелищность сказки переносят детей в волшебный, увлекательный мир и доставляет им большую радость.
Следующим методом и формой работы является работа с фланелеграфом, где так же раскрываются любые сказки, небольшие сценки из них, как разыгрываемые взрослыми, так и самими детьми. Они накапливают определенный опыт и мастерство.
Возможно и разыгрывание сказок и сценок из них посредством повседневных игрушек, картинок. Театр картинок начинается с фланелеграфа. Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, насколько высокими будут требования к выбору сказки, художественному оформлению, подготовке проведения кукольного спектакля. Это первое приобщение дошкольников к театру и искусству.