Борисова Лидия
Художественная одаренность, её выявление и развитие в рамках реализации в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест.
Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка – у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.
---
Одаренные дети могут проявить себя
Публикация «Художественная одаренность, её выявление и развитие в рамках реализации в изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и
организационная).
- В теоретической (познавательной) деятельности (интеллектуальная
одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания
деятельности (в области естественных и гуманитарных наук,
интеллектуальных игр и др.).
- В художественно-эстетической деятельности (хореографическая,
литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная).
- В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность,
характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить).
- В духовно-ценностной деятельности (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям).
---
Особый интерес в исследовании представляет художественная одаренность, так как именно она раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство создает благоприятные условия для формирования художественных способностей. дошкольники включаются во все многообразие художественной деятельности : он поет, лепит, танцует, рисует.
Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.
Результатом деятельности одарённости детей являются детские рисунки, которые есть отражение развития ребенка – его интересы, отношение к окружающему миру, уровень развития познавательных процессов, творческой активности, уровень сформированности технических умений и навыков, что является показателем, прежде всего, обучаемости
---
Раньше всех обнаруживаются художественные способности – сначала к музыке, затем к рисованию, позже к науке.
У ребенка формируется свое отношение, собственное понимание предмета, не случайно даже цвет для малыша является средством выражения отношения к предмету: темные, небрежные тона и линии – «плохой, злой, страшный»; и наоборот, яркие, светлые тона для красивых, любимых, добрых рисунков. Цвет у детей младшего и среднего возраста бывает и «ехидным», и «боевым», и даже «чуть-чуть жалетельным».
---
Воображение для юного художника не изобретательность, не оригинальность, а способность создать чувственный образ, выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание. Одаренные дети часто делают «банальные изображения», но первые отличаются не тем, «что» изображают, а тем «как» и «ради чего» они это делают.
---
Одним из отличительных признаков одаренности в изобразительной деятельности будет выразительность цветовых решений, неподчинение шаблонам, «говорящий» цвет; большая динамичность рисунков. Еще одна особенность одаренных детей – вертикальное расположение листа для рисования.
---
Для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща некая «возрастная талантливость», которая накатывает на всех детей, и потом, практически со всех, сходит на нет.
Малыш рисует как попало, «неправильно» – и в этом вся прелесть. Старшие дети хотят изображать все реалистически, но неумение этого, отталкивает детей от занятий изобразительным искусством, если педагог в нужное время не поможет талантливому ребенку открыть себя.
---
Важнейшим условием формирования гармоничной личности и художественного развития всех детей без исключения является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей. Художественно одаренные дети отличаются от других детей творческим видением мира, у них непонятный для обывателя взгляд на явления, правила, вещи, они всегда стремятся выделиться из толпы.
Специфика занятий продуктивными видами деятельности благоприятствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.
---
Многие художественно одаренные личности немного «оторваны» от реальности, они живут в своем мире. Именно поэтому педагогу нужно с пониманием относиться к высказываниям и ответам таких детей, не сдерживать инициативу, не смеяться и не ругать за предложение отличного от собственного. Нужно помнить, что одаренный ребенок – не только чувствительный и легко ранимый, но и обладающий высоким интеллектом, оригинальностью мышления, нестандартным подходом к решению проблем.
---
Занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей детей.
Реальным результатом занятий являются детские работы, которые при внимательном качественном анализе способны рассказать о многих проявлениях индивидуальности ребенка.
У одних детей сюжет рисунка сложный и интересный, что свидетельствует о широте их интересов и о высоком уровне развития наблюдательности.
Другие же выбирают простой сюжет и простые средства изображения.
Анализ рисунков помогает выявить и такие особенности детей, когда сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении. Работы, выполненные по собственному замыслу, раскрывают их интересы и склонности.
---
Говоря о детской одаренности необходимо иметь в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды.
Формы работы с одаренными детьми :
- Творческие объединения детей, кружки
- Экспериментально-исследовательская деятельность
- Выставки, конкурсы, мини-олимпиады
- Творческие отчеты. Презентации.
- Проектная деятельность