Наталья Горлова
Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ОВЗ»
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника являются занятия изобразительной деятельностью. Изобразительная деятельность в детском саду — эффективное средство познания действительности, способствующее решать коррекционные задачи по развитию мелкой моторики у детей с ТНР.
Публикация «Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
В работе с детьми, имеющими нарушения речи, процессы развития творческого потенциала и коррекционной работы тесно переплетены и дополняют друг друга, ввиду того, что дети с ТНР обладают рядом психологических особенностей, это:
неустойчивость внимания;
недостаточный объем сведений об окружающем;
психофизическая расторможенность;
недостаточная координация пальцев;
замедленность и неловкость движений;
быстрая истощаемость воображения.
В дошкольном возрасте важно развивать мелкую моторику рук, так необходимую для овладения письма в дальнейшем, создать условия для накопления ребенком практического опыта, развития навыков ручной работы. Для решения коррекционных задач детей данной категории на помощь нам приходит нетрадиционная техника изобразительного вида деятельности - модульная аппликация.
Модульная аппликация (мозаика, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ТНР.
Модульная Аппликация (мозаика)- один из видов изобразительной деятельности в нетрадиционной технике, основанный на наложении множества одинаковых или очень похожих модулей и закреплении их на другом материале. Является наиболее простым и доступным способ создания художественных работ.
Нетрадиционная техника – это стимул к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Такая техника, по своей сути, является мозаикой, а потому модульные аппликации часто называют мозаичными или используют понятие «аппликация-мозаика», которая принадлежит к нетрадиционной технике в изобразительной деятельности. Что является немаловажным в работе с детьми с ТНР т. к. повышается интерес к процессу, позволяющий получить заведомо качественный результат, что, в свою очередь, повышает самооценку ребенка с тяжелыми нарушениями речи, дает возможность почувствовать свои силы и возможности.
Модульная аппликация (Мозаика) может быть контурной (детали наклеиваются по краю изображения, или сплошной (детали наносятся на внутреннюю поверхность изображения. Может выполняться из различных материалов: войлока, ракушек, пластилина, пуговиц, страз, но сегодня речь пойдет о бумаге, как самом доступном и популярном материале для выполнения работ детьми.
Занятия мозаичной аппликацией сложно переоценить. Они способствуют:
Развитию сенсомоторных навыков;
Развитию образного и пространственного мышления;
Способствует речевой активности
Формирует эстетическое восприятие и вкусовые предпочтения;
Знакомит ребёнка с основами конструирования;
Помогает воспитывать трудолюбие, усидчивость и аккуратность;
Благотворно воздействует на эмоциональное состояние;
Стимулирует фантазию и воображение;
Помогает изучать цвет и форму.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи начинается с сенсорного развития и укрепления общей и мелкой моторики.
Важно, что ребенок в этом виде изобразительной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов: тактильное восприятие, зрение, слух.
При организации работы следует учитывать уровень сложности в соответствии с возможностями и особенностями ребёнка. Чем младше ребёнок, тем проще должна быть фигура из бумаги, а детали должны быть крупнее.
Мы начинаем свою работу по модульной аппликации со второй младшей группы. При оптимально организованном коррекционном процессе с 3-4 лет, к 5-7 годам мы можем наблюдать значительные успехи в рисовании, лепке, аппликации.
Обрывная Аппликация в технике Мозаика.
Смысл этой техники заключается в формировании изображения при помощи обрывков бумаги, где мозаика складывается из множества сегментов. Это занятие для дошкольников с ТНР не является таким легким, как может показаться на первый взгляд. Результаты наблюдений показывают, что даже смять обычный лист бумаги, разорвать его на мелкие кусочки детям очень сложно.
Для создания подобной аппликации можно использовать распечатанные шаблоны предмета, или нарисовать их самому.
Можно нарезать полоски из бумаги нужного нам цвета, а потом обрывать от них мелкие кусочки.
Фон намазывается клеем, а на него наклеиваются фрагменты бумаги, соблюдая последовательность цветов и симметричность. Обрывки бумаги, нанесённые на фон, стараниями пальчиков детей превращаются в яркую сюжетную картинку.
Аппликация с элементами дорисовки
Здесь ребенок получает творческую самореализацию в художественной деятельности, он может выбрать цвет для своего изображения, дорисовать недостающие элементы на свой взгляд, проявить фантазию.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии, на основе которой формируется художественный вкус.
Аппликация геометрическими формами
Применяя геометрические формы в качестве мозаичных элементов, мы решаем задачу развития пространственного мышления, элементов творчества, способности, чувство ритма, цвета, формы. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками геометрических форм.
Хочется отметить, что занятия модульной аппликацией способствовали решению не только коррекционных задач, но и послужили толчком к проявлению творческой активности в художественной деятельности. Дети стали привносить в свои рисунки элементы мозаики, работы отличались техничностью, красочностью, интересными художественными решениями.
Таким образом, модульная аппликация решает не только коррекционные задачи, но и стала мощным стимулом творческой активности наших воспитанников.