Елена Разинова
«Голос ребёнка» в современном дошкольном образовании и пространство детской реализации
▼ Скачать + Заказать документы
В современном дошкольном образовании, как в нашей стране, так и за ее пределами, все более актуальным становится вопрос, насколько система дошкольного образования «слышит» голос каждого ребенка.
Личностное развитие ребенка оказывается успешным, если социальная среда предоставляет пространство для детского голоса.
Публикация «„Голос ребёнка“ в современном дошкольном образовании и пространство детской реализации» размещена в разделах
На современном этапе наметилась трансформация образования, заключающаяся в следующем: глобальная общедоступная образовательная среда; технологический уклад образования; приоритет безопасности и здоровья; рост запросов к системе образования; включение родителей в управление системой образования детей; кризис традиционной модели детства.
В таких условиях возрастает роль информационной компетентности педагога которая подразумевает качество действий, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям ПП, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами.
Современные позиции педагога приобретают новое звучание, а именно: обучающиеся теперь - активные участники, равноправные субъекты образовательной деятельности; высокий уровень информационной компетентности педагога; образовательный процесс на основе субъект - субъектных подходов; диалог с детьми, родителями, коллегами и обществом в целом.
Выдвигается новый термин – ПДР, противоположный понятию ЗБР. Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в ПДР взрослый следует за ребенком, помогает его активности; если в ЗБР продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в ЗБР ребёнок осваивает прошлое культуры, в ПДР развитие ребёнка происходит за счёт создание будущей культуры. Перед ребенком ставится какая-либо проблема, и он старается самостоятельно найти пути ее решения. Фактически мы имеем два пути развития, взаимосвязанные между собой. ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, ПДР – развитие, ориентированное на будущее.
Где и через какие образовательные практики ребёнок может реализовать себя
1. Развивающаяся предметно-пространственная среда :
-центры детской активности в группах
-образовательные пространства на территории ДОУ
2. Новые образовательные практики :
-проектная деятельность
-голос ребёнка
-технологии эффективной социализации.
А теперь, подробнее про «голос ребёнка». Вообще, про «Голос ребёнка» впервые заговорили в итальянской области Эмилия-Романья, где возник Реджио-подход. Основатель Реджио-педагогики Лорис Малагуцци говорил о том, что у ребёнка есть 100 языков самовыражения (и движение, и конструирование, и скульптура, и другие языки, но обычно 99 из них у ребёнка отбирают, оставляя для самовыражения только язык слов). Задача взрослого - не отбирать, а, напротив, предоставить возможность детям представлять свои мысли и идеи разными способами.
То есть, голос ребёнка – это про детские идеи, детские смыслы, детскую субкультуру, детскую картину мира. В системе Реджио есть особые правила, позволяющие услышать «Голос ребёнка» :
1) Особая роль взрослого, направленная на совместное исследование.
Чтобы спланировать свою работу, взрослые внимательно слушают детей, наблюдают за ними. Они задают уточняющие вопросы, фиксируют детские идеи, гипотезы и теории, замечают ситуации, которые могут привести детей к новым открытиям и знаниям. То есть образование идёт от ситуаций, вопросов и тем, которые заинтересовали детей.
2) Детская документация.
К документации относится запись детской речи – печатными буквами: комментарии, диалоги, обсуждения, подписи рисунков, интересные фразы, истории, гипотезы, а так же фотографии, видео, детские работы.
Документация показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность! А значит и он сам очень ценен для мира!
Принципиально важно не объяснять и не оценивать слова и жесты детей, а просто фиксировать их с объективностью диктофона или видеокамеры и «возвращать» детям в точности. Аудио- или видеозаписи в Реджио часто пересматриваются и обсуждаются вместе с детьми. Фото детских построек и скульптур можно найти в среде детского сада Реджио.
Запись "слово-в-слово" за ребенком важна, потому что часто взрослые подменяют детские ответы своим содержанием, додумывают их, искажают. Им кажется, что они знают ребёнка и знают, что он думает или может думать. Но только не привнося своего и задавая массу уточняющих вопросов, мы можем увидеть настоящую детскую картину мира.
3) Развивающая среда – это третий педагог.
Приветствуется большое количество разнообразных материалов для творчества и самовыражения ребёнка на полках в открытом доступе. Материалы детской документации также появляются в среде: заботливо собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые всегда могли вернуться к интересной им теме.
Часто педагоги спрашивают: "С чего начать? Где можно услышать голос ребёнка?"
Вот вопросы, которые не так часто задают детям, документируя дословно их ответы, но которые показывают, что детям есть, что сказать, и что детская картина мира порой сильно отличается от взрослых представлений о ней. Спросите детей :
- Какой я? Что я люблю? (Выражение себя и своего представления о себе)
- Чему я хочу научиться? Что я умею? (Цели и достижения)
- Как ребёнок воспринимает пространство и время, видит события (Представления о мире)
- Что мне нравится, что не нравится, что делает меня грустным, что делает меня радостным? (Выражение чувств и переживаний)
- Как я представляю себе явления? Почему это происходит так? Что будет, если. (Выдвижение гипотез)
- Решение творческих задач (в творчестве мы особенно проявляем свое Я)
Дети способны нас удивить и приоткрыть свой удивительный мир детства) Нужно лишь услышать тот самый Голос ребенка.