Наталья Копотиенко
«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».
ФГОС дошкольного образования направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у дошкольников познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
Публикация «„Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
- формирование целостной картины мира,
- расширение кругозора детей.
Дети — прирожденные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Поэтому я считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Важно то, что самые ценные и прочные знания детей добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Основные формы развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО : наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.
Основной целью своего исследования считаю : создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста посредством экспериментально-проектной деятельности.
Основные направления работы и способы их реализации:
Во-первых, создание предметно-развивающей среды:
- создание зон экспериментирования, опытно-поисковой работы;
- создание библиотеки познавательной литературы для детей;
Во-вторых, формирование у детей навыков экспериментальной деятельности:
- обучение дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности.
В-третьих, взаимодействие с родителями детей:
- ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности с помощью различных форм.
В-четвертых, оценка уровня сформированности навыков экспериментально-проектной деятельности :
- мониторинг.
В своей деятельности я, использую следующие виды проектов :
исследовательские - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта;
игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
информационные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников;
творческие: в виде совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде выставки, альбома пр.
комплексные, например;
индивидуальные, например;
Основные этапы моей работы по каждому проекту :
Первый этап. Решаются следующие задачи:
– дети учатся внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения;
– дети включаются в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием живых объектов природы;
– воспитатель пробуждает в детях потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.
Второй этап. Я приобщаю детей к исследовательской деятельности : формирую исследовательскую активность в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. Свою задачу я вижу в создании таких условий для обучения, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера.
Например, в процессе проведения проекта организуем серию познавательных игр: «Загадайкино», «Вопрошайка», «Угадайка», они учат выявлять главные признаки объекта, его функции, формируют умение давать полную характеристику предмету, определять его место в этом мире, развивают умение ставить вопросы с тем, чтобы угадать предмет.
Одна из главных ситуаций, в которую надо ставить ребенка, чтобы развивать у него умение ставить вопросы исследовательского характера — проблемная. Опыт свидетельствует : наиболее эффективно процесс протекает в тех случаях, когда ребенок исследует именно такую ситуацию. На этом этапе очень важно научить выдвигать доказательства. Чтобы обучение стимулировало творческое развитие ребенка, важно озадачить его и включить в поисковую деятельность.
Третий этап. Его цель — организация собственной деятельности детей в процессе деятельности.
Основная задача — увеличить долю самостоятельности ребенка в решении познавательных проблем, поставленных как мною, так и самими детьми.
Но без помощи родителей не обойтись. Главными задачами во взаимодействии с родителями являются: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника и объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов; активизация и обогащение воспитательских умений родителей.
Индивидуальный проект «Загадочные слоны».
Здесь родители активные участники в реализации проекта. Взрослые выступают в роли партнера и носителя информации для ребенка, являются помощниками в его саморазвитии.
В процессе исследовательской работы, ребенок, с помощью мамы и папы, более углубленно изучает выбранный объект. Ищет ответы на, казалось бы, простые для взрослых вопросы: Какие бывают слоны? Где они живут? Зачем слону такой длинный хобот? И другие.
Была подготовлена и показана интересная презентация о жизни слонов. Итогом стала выставка творческих работ детей.
Исследовательский творческий проект «Что мы знаем о снеге?».
Когда с детьми зимой выходим на прогулку, всегда при наблюдениях у них возникает большое количество вопросов: Почему снег белый? Как он появляется? Почему его нельзя есть? Почему тает? Почему скрипит?
Возникла идея, с помощью исследовательского проекта, найти ответы на все их вопросы. Цель проекта : исследовать, что такое снег, изучить его свойства.
Методы исследования : беседа с детьми, найти информацию про снег в книгах, в Интернете; спросить у взрослых; наблюдения; опыты со снегом и льдом, рассматривание картин, чтение художественной литературы, лепка из снега, подвижные игры, художественная и трудовая деятельность.
Итог проекта : презентация, стенгазета «Мы мороза не боимся», выставка детских работ «Зимушка-зима».
Комплексный проект «Лук - зеленый друг».
На первом этапе проекта дети просто поиграли с репками лука, рассмотрели их как следует и, под моим руководством, разобрались с характерными признаками и особенностями этих полезных овощей. Что луковицы бывают гладкими, круглыми, желтыми; большими, средними и маленькими; что у них есть верхушка, корешки. Была создана проблема: откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
На втором этапе было организованно обустройство «грядки», на которой луковки начали «пить воду» из стаканчиков. Результаты наблюдений отражались на страницах специального дневника. А вскоре пришло время сажать луковицы уже в землю. Далее провели эксперимент с луком: одну ёмкость выставили на ежедневно освещаемое солнцем место, а другую - нет. Результаты не заставили себя долго ждать: помещенный на светлое место зеленый лук значительно отличался от растущего в тени, своим ярким цветом и мощными побегами.
Итог проекта : Дети поняли, что растениям нужен уход. Если их поливать, рыхлить землю, содержать на солнце, то можно получить хороший урожай. А ещё зеленый лук стал полезной витаминной добавкой к обеду.
В результате проделанной работы значительно улучшились следующие показатели детской деятельности:
- использование дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.
- изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности в ее решении).
- повышение уровня познавательных способностей детей.
- улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.
Сделаем вывод, что достоинство проектной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, мышления, внимания детей.
Следствием является не только ознакомление их с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу детей, на развитие творческих способностей.