Наталья Черникова
Использование информационных технологий в дошкольном образовании
Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются основные направления развития ИКТ и область их применения в ДОУ.
В области дошкольного образования в последние годы отмечается расширение инновационного пространства, в котором осуществляется комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, внедрению новых технологий.
Публикация «Использование информационных технологий в дошкольном образовании» размещена в разделах
Одной из актуальных проблем современного дошкольного воспитания является использование в ДОУ информационно - коммуникационных технологий. Обусловлена актуальность социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Действительно, современное образовательное пространство формируется на наших глазах и практически не может обойтись без компьютерных технологий. Разнообразные обучающие ресурсы и информация, доступные в Интернете, явно в состоянии расширить знания детей.
Актуализация проблемы требует пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Информатизация образования побуждает педагогов искать новые нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми, открывает новые возможности для широкого внедрения в практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов, способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, повышает у них интерес к обучению, активизирует их познавательную активность.
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер занимает важное место в развивающей предметной среде. Однако, его не следует рассматривать, как отдельное обучающее игровое устройство, а следует воспринимать, как универсальную информационную систему, способную повысить качество образовательного процесса.
Вследствие этого информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу, к его профессиональной компетентности.
На современном этапе образования педагоги ДОУ должны владеть информационно - коммуникационными технологиями и использовать их во всех направлениях своей работы:
• при ведении документации;
• при организации воспитательно - образовательного процесса с детьми;
• в процессе взаимодействия с родителями воспитанников;
• в процессе организации методической работы с педагогами;
• в повышении профессионального уровня мастерства.
Педагоги должны стремиться осуществлять свою образовательную деятельность на высоком профессиональном уровне.
Так, в процессе образовательной деятельности педагоги ДОУ каждый месяц составляют и оформляют календарный и перспективный планы воспитательно - образовательной работы, ведут табель посещаемости воспитанников, оформляют отчеты.
Также при подготовке к занятиям используют интернет - ресурсы, составляют конспекты, подбирают иллюстративный материал. Нельзя забывать, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно - образное мышление, поэтому главным принципом при организации организованной образовательной деятельности является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, который педагоги заранее подготавливают к занятиям: распечатывают на цветном принтере картинки, ламинируют их, позволяет достичь намеченных целей и задач.
Занятия с использованием информационных технологий позволяют улучшить качество образования ребенка, изменить методы и организационные формы работы с детьми, сформировать умение продуктивно работать в коллективе, совершенствовать процесс обучения и развития детей эффективным образом.
С целью объяснения детям новой темы педагоги создают презентации в программе Power Point и используют их во время занятий. Использование презентаций позволяет сделать занятия более интересными, эмоционально окрашенными, так как материалы слайдов являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом. Благодаря им можно представить обучающий и развивающий материал, как систему ярких опорных образов, что способствует хорошей результативности занятия, успешному усвоению детьми нового материала.
Для закрепления материала по темам воспитатели используют интерактивные игры. Игры можно подобрать в интернете или составить самостоятельно, учитывая возрастные особенности воспитанников и в соответствии с программой ДОУ. Игровая форма проведения занятия увлекает детей, предоставляет возможность проявить активность, продемонстрировать свои знания. Использование анимационных эффектов: графики, движения героев мультипликации, звука способствует повышению интереса детей к материалу, вследствие чего их познавательная активность возрастает. Работа с интерактивной доской позволяет по - новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации, творческие задания.
Благодаря использованию информационных технологий педагоги ДОУ имеют возможность повысить компетентность родителей воспитанников в вопросах развития, обучения и воспитания детей.
Так, во время проведения родительских собраний, круглых столов, мастер - классов или семинаров - практикумов можно использовать мультимедийное оборудование и демонстрировать родителям видеоролики, фильмы о проведенных с детьми мероприятиях, предоставлять информацию в виде презентации, например, о правильном питании, здоровьесберегающих технологиях и т. д. в сопровождении фотоматериалов с участием их детей.
Используя информационно - коммуникационные технологии, можно создавать буклеты, оформлять консультативный материал по актуальным темам развития и воспитания детей и размещать информацию в родительском уголке.
Коммуникативная компетентность педагога предполагает не только умение пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, использовать их в работе, но и создавать свои образовательные ресурсы, использовать их в педагогической деятельности.
Вовлекать родителей в педагогический процесс, с целью сделать их полноправными участниками воспитательно - образовательного процесса, можно, используя персональный Интернет - сайт или блог, где можно размещать информацию о жизни группы, создавать отчеты о проведенных мероприятиях, занятиях, оформлять фотовыставки детских работ, можно создать гостевую книгу для осуществления обратной связи. Все это позволит повысить компетентность родителей в вопросах обучения, развития и воспитания детей, поскольку родители смогут увидеть работу педагога с детьми, познакомиться с методами и приемами проведения прогулок, занятий, мероприятий, позволит повысить эффективность общения педагогов и родителей, наладить партнерские отношения.
Педагоги постоянно должны повышать свой профессиональный уровень мастерства. Для этого в сетевых педагогических сообществах можно осуществлять обмен опытом с педагогами, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, занятий, по использованию различных методик, технологий и перенимать опыт других педагогов. Подготавливать сообщения из своего опыта работы с использованием презентаций и выступать на педагогических советах, мастер - классах в ДОУ, принимать участие на заседаниях районных методических объединений.
Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, методами и приемами помогут создать необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации, индивидуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – с. 64
2. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – с. 128
3. Кондрашова Н. В. Инновации в системе дошкольного образования // Воспитатель. – 2017. – № 5. – с. 6 - 12
4. Афанасьева М. Г., Пантюхина И. В. Применение ИКТ в формировании личной безопасности дошкольников // Воспитатель. – 2017. – № 6. – с. 110 -119