Марина Скараева
Формирование экокультуры дошкольников через музыкально-театрализованные экологические сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Текст презентации в рамках семинара практикума по экологическому воспитанию. Автор: Скараева М. С. музыкальный руководитель МДОУ №1 "Алёнушка".
1. "Формирование экокультуры дошкольников через музыкально -театрализованные экологические сказки".
Публикация «Формирование экокультуры дошкольников через музыкально-театрализованные экологические сказки» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Даррелл Джеральд Малкольм (1925-1995) – английский зоолог, защитник природы и животных, писатель-анималист сказал : «Скорость, с какой развивается цивилизация, и, следовательно, скорость, с какой люди опустошают нашу удивительно прекрасную планету, растёт, из месяца в месяц. Долг каждого – попытаться предотвратить ужасное осквернение нашего мира, и в эту борьбу каждый может внести свой, пусть маленький, пусть скромный, вклад».
2. В наши дни, когда в мире довольно часто случаются экологические катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. В настоящее время оно стало одним из важнейших направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Понятие «экология» было введено в 1866 немецким натуралистом, естествоиспытателем и философом Эрнстом Геккелем и определялось как-«наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом».
3. По мере развития общества экология всё больше приобретает социальное значение. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны последствия халатного и бездушного отношения людей к планете, когда состояние природы пагубно сказывается на нашем здоровье. В наши дни слово «экология» стало необычайно популярным, причем, как правило, оно употребляется в сочетании с такими устрашающими словами, как "катастрофа", "опасность", "бедствие".
Вот несколько шокирующих фактов о состоянии окружающей среды на сегодняшний день: В северной части Тихого океана есть область, которую называют Большим тихоокеанским мусорным пятном. Под действием океанских течений в верхних слоях воды скопилось большое количество отходов из Азии и Америки, около 100 миллионов тонн мусора. Рыбы и другие животные употребляют эти отходы в пищу, запутываются в мусоре и гибнут.
Сколько нужно времени, чтобы разложились безобидные, на первый взгляд, предметы: сигаретный окурок – около 12 лет; пластиковая посуда, алюминиевые и жестяные банки - от 200 до 500 лет; гигиенические подушки и подгузники не менее 500 лет.
По словам знаменитого Гарвардского биолога Уилсона каждый год исчезает около 30 000 видов живых организмов.
С каждым годом катастрофически уменьшаются природные ресурсы планеты. Модельное прогнозирование отпустило людям 75 лет для решения проблем своего спасения.
За последние 100 лет на 70% снизилось содержание витаминов и микроэлементов в овощах и фруктах. Виной этому истощение почв, 63% подвержено эрозии, загрязнено химикатами и радиацией.
36 млн. россиян живут в городах, где загрязнение воздуха в 10 раз превышает санитарные нормы. 60% ОРЗ связано с неблагоприятными экологическими факторами окружающей среды и является причиной гибели 2 миллионов детей в год.
4. Учеными подсчитано, что за последние 6 тыс. лет люди пережили около 15.000 войн, в которых погибло более 3 миллиардов человек. Войны постоянно «дорожают». Затраты на вооружение в мире составляют 1 триллион долларов! Это превышает ассигнование всех стран мира на медицину, образование, жилищное строительство, не говоря уже об экологии.
Так звучит пророчество датского физика, Лауреата Нобелевской премии, академика - Нильса Бора: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, а задохнётся в собственных отходах». И чтобы выжить, человечество должно научиться жить по - новому. В связи с этим президентом В. В. Путиным был издан указ о том, что
5. 2017 год объявлен в нашей стране - Годом экологии.
6. Государство стало больше заботиться об улучшении экологии окружающей среды. Внедряются инновационные научные разработки:
- Использование энергосберегающих ламп;
- строительство мусороперерабатывающих и безотходных производств;
- Создание природоохранных зон;
- использование солнечной энергии;
- рациональное размещение вредных производств;
- выпуск автомобилей с экорежимом;
7. Экологическая культура начинается с нас. Каждый человек способен внести свой вклад в защиту и сохранение окружающей среды:
- бережно использовать электроэнергию, воду, газ;
- убирать мусор, не засорять природу;
- сажать деревья, цветы;
- чаще ходить пешком;
8. В России появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников - в котором особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей. Экологическое воспитание – это новое направление в педагогике дошкольного образования и отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
9. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников
представлены в различных методиках: С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры дошкольников», «Как приобщить ребёнка к природе», Н. А. Рыжова " Я и природа", Т. А. Шорыгина - учебно-методический комплект по экологическому воспитанию и др.
В решении задач по данному вопросу очень важны средства экологического воспитания. К ним относятся – художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, игра и окружающая среда. Эти средства способствуют воспитанию положительного отношения к природному окружению, помогают узнать о том, что все живое вокруг нуждается в заботе и защите.
10. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите окружающей среды. Полученные знания должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.
11. Народная культура, традиции, праздники, игры, а также сказки всегда отражали особенности восприятия природы и отношения к ней человека.
В настоящее время стало принято считать экологическими сказками давно нам знакомые сказки о природе, животных и растениях.
12. Но наряду с такими сказками стали появляться новые, авторские, в которых сюжеты отображают настоящую экологическую действительность и помогают более глубоко раскрыть проблемы экокультуры и сформировать у детей определённые знания, умения и навыки в этой области. Экологические современные сказки интересны новизной сюжета. Благодаря им можно в доступной форме рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека. Дети любят необычных сказочных героев, для них они становятся родными и близкими, а значит, воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Жестокое отношение к природе чаще всего бывает результатом нравственной невоспитанности, когда дети не могут понять животных и растений, когда не умеют сочувствовать, сопереживать, не способны ощутить чужую боль и прийти на помощь. В этом отношении и раскрывается исключительная роль экологических сказок. Знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, понять нравственную суть сказки. Экологическая информация становится доступной благодаря яркому содержанию.
13. Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе, умению видеть её красоту.
14. Учитывая важность и необходимость экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, целесообразно использовать самый интересный и привлекательный вид детской деятельности – театрализованную деятельность, так как она является познавательной и занимательной, помогает соприкоснуться с природой на эмоциональном уровне. Средством достижения данной темы является постановка музыкально-театрализованной экологической сказки. Важную роль в постановке играет предварительная работа, которая включает в себя:
- чтение сказки на экологическую тематику;
- обсуждение содержания и выявление нравственного аспекта литературного произведения, характеристики образов героев сказки и их поступков;
- подбор выразительных средств, характеризующих героев сказки через интонацию, мимику, движения и жесты. ;
- использование музыкальных этюдов и упражнений для более глубокой работы над образом:
- проявление творческих способностей в передаче образа персонажа сказки;
- обыгрывание отдельных сцен театрализации;
Итогом проведённой предварительной работы является постановка музыкально-театрализованной экологической сказки.
Активное и эмоциональное проживание в образах героев позволяет детям реализовать свои добрые чувства, учит делать нравственный выбор. Перевоплощаясь в сказочных героев, ребята получают знания о взаимоотношениях между людьми, учатся разрешать сложные ситуации.
15. Участвуя в театрализациях, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений, позволяет закреплять и расширять у детей знания об окружающем мире, формировать понятия о единстве человека и природы.
16. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. И в будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в мире.
17. В нашем дошкольном учреждение театрализованная деятельность является приоритетным направлением. А сочетание её с экологией и музыкой создаёт инновационное направление в дошкольным образовании по формированию у детей экокультуры в соответствии с федеральными стандартами. Мы уже неоднократно обращались к теме экологической музыкально-театрализованной сказки и видим положительный результат такого вида образовательной деятельности. Поэтому педагоги активно внедряют в практику новые методы и формы работы по данному направлению.
18. «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский. Спасибо за внимание!