Папки-передвижки

Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников через приобщение к народной культуре в семье

Ольга Серафимович
Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников через приобщение к народной культуре в семье
▼ Скачать + Заказать документы

Тема выступления

«Формирование духовно-нравственных представлений у детей дошкольников через приобщение к народной культуре в семье»

Низкая заинтересованность подрастающего поколения в отечественной культуре, в общественно - историческом опыте поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Публикация «Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников через приобщение к народной культуре в семье» размещена в разделах

Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего коллектива.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому, мне хотелось помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей, вовлекаем их в педагогический процесс.

Понимая значимость данной проблемы, мною был разработан проект «Дорога к истокам народного творчества», направленный на обогащение, расширение и пополнение кругозора родителей и детей в области народной культуры. Целью проекта является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников и их родителей к истокам русской народной культуры. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Сотрудничество с родителями – важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Педагогу необходимо установить партнерские отношения с семьями воспитанников, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга. Только в этом случае можно добиться нужного результата при работе с детьми и родителями.

Основные задачи работы:

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

• объединить усилия для развития и воспитания детей;

• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей на приемах народной педагогики;

• повышать уровень знаний в области народного творчества;

• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

В моей работе наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями являются нетрадиционные формы работы:

• мастер – классы «Народные игры в семейном кругу»,«Игра на народных инструментах», «Основы народного пения»;

• семейный клуб «Ансамбль ложкарей»;

• семинары «Фольклор и дети», «Народная педагогика в воспитании дошкольников»;

• «Круглый стол» по вопросам о народной культуре;

• проектная деятельность «Дорога к истокам народной культуры»;

• Детско-родительский клуб «Красна изба» и другие формы работы.

Результаты сотрудничества и сотворчества детей и родителей по народному творчеству:

• создание народного музея «Горенки» силами родителей,

• участие родителей в разработке сценариев, подготовке народных праздников, выступлениях,

• оформление выставки народных промыслов, изготовление игрушек и поделок на новогоднюю ярмарку,

• экскурсии в «Усадьбу князей Голицыных» г. Усолье,

• изготовление «Кормушки для птиц»,

• мастер-класс «Изготовь куклу-скрутку»,

• участие детей и родителей в состязаниях «Богатырские потехи»,

• пошив костюмов к отчетному концерту, изготовление заготовок к «Расписным узорам»,

• организация поездки и подготовка детей к городскому конкурсу шуточной песни «Песенный переполох»,

• подготовка костюмов для выступления на последнем этапе городского конкурса «Учитель года», «Уральская звездочка» и т. д.

• участие в мероприятиях города;

• участие в конкурсах различного уровня.

Совместная деятельность родителей и детей по русскому народному творчеству прошла успешно:

• повысился уровень мотивации родителей к сотрудничеству с ДОУ;

• повысился уровень психологопедагогической культуры родителей

по музыкально эстетическому развитию и народному творчеству;

• родители определили позиции равноправных участников инновационной деятельности путем содружества, сотворчества, создания благоприятной атмосферы общения между взрослыми и детьми;

• были созданы условия для повышения уровня знаний детей в области народного творчества детей, родителей и педагогов детского сада;

• появилось желание у родителей активно участвовать в мероприятиях

• детского сада (мастер-классы, календарные народные праздники, экскурсии и т. д.).

Этот проект дал эффективный результат и может быть использован педагогами дошкольных учреждений для формирования духовно - нравственных качеств и развития творческих способностей детей и их родителей.

Приобщение детей к истокам народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Воспитывая дошкольников в любви и уважении к русской национальной культуре, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего.

Список литературы:

1. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.

2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – М: УЦ Перспектива, 2014.

Публикации по теме:

Формирование у детей 5–6 лет представлений о культуре народов Нижегородского края через изучение фольклора План по саморазвитию "Формирование у детей 5-6 лет представлений о культуре народов Нижегородского края через изучение народного фольклора".

Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки.

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к народной культуре посредством игры с народной игрушкой» Консультация для родителей «Приобщение ребенка к народной культуре через игру с народной игрушкой» Традиционной народной игрушке всегда.

Обобщение опыта работы «Приобщение дошкольников к народной культуре в различных видах деятельности» Приобщение дошкольников к народной культуре в различных видах деятельности» 1 слайд Приветствие: Добрый денёчек! Дорогие коллегушки! Пришла.

Педсовет в ДОУ «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» (фотоотчет)Педсовет в ДОУ «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» (фотоотчет) Цель педсовета: Внедрение нетрадиционной формы работы с детьми в области русской народной культуры" Педагоги были разделены на 2 команды:.

Приобщение дошкольников старшего возраста к традиционной народной культуре Тема Цель сентябрь Календарь, годовой круг календарных праздников Знакомство детей с народным календарем, календарными праздниками и разучиванием.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через знакомство с народными подвижными играми Зауралья» Тип проекта: краткосрочный, познавательный, физкультурно-оздоровительный. Актуальность. Необходимость приобщения молодого поколения к.

Родительское собрание «Приобщение детей к русской народной культуре через ознакомление с традиционными куклами и оберегами» Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с традиционными куклами и оберегами» Мастер-класс.

Семинар-практикум по теме: «Приобщение детей к народной культуре через разные виды деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 119» СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ для педагогов на тему: «ПРИОБЩЕНИЕ.

Статья «Сказка как средство формирования духовно-нравственных представлений детей» (к плану по самообразованию) С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную и духовную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников через приобщение к народной культуре в семье
Опубликовано: 15 июля 2016 в 07:03
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников через приобщение к народной культуре в семье» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Серафимович в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД