Ольга Серафимович
Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников через приобщение к народной культуре в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Тема выступления
«Формирование духовно-нравственных представлений у детей дошкольников через приобщение к народной культуре в семье»
Низкая заинтересованность подрастающего поколения в отечественной культуре, в общественно - историческом опыте поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Публикация «Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников через приобщение к народной культуре в семье» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Учитель года
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего коллектива.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому, мне хотелось помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей, вовлекаем их в педагогический процесс.
Понимая значимость данной проблемы, мною был разработан проект «Дорога к истокам народного творчества», направленный на обогащение, расширение и пополнение кругозора родителей и детей в области народной культуры. Целью проекта является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников и их родителей к истокам русской народной культуры. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Сотрудничество с родителями – важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Педагогу необходимо установить партнерские отношения с семьями воспитанников, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга. Только в этом случае можно добиться нужного результата при работе с детьми и родителями.
Основные задачи работы:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей на приемах народной педагогики;
• повышать уровень знаний в области народного творчества;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
В моей работе наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями являются нетрадиционные формы работы:
• мастер – классы «Народные игры в семейном кругу»,«Игра на народных инструментах», «Основы народного пения»;
• семейный клуб «Ансамбль ложкарей»;
• семинары «Фольклор и дети», «Народная педагогика в воспитании дошкольников»;
• «Круглый стол» по вопросам о народной культуре;
• проектная деятельность «Дорога к истокам народной культуры»;
• Детско-родительский клуб «Красна изба» и другие формы работы.
Результаты сотрудничества и сотворчества детей и родителей по народному творчеству:
• создание народного музея «Горенки» силами родителей,
• участие родителей в разработке сценариев, подготовке народных праздников, выступлениях,
• оформление выставки народных промыслов, изготовление игрушек и поделок на новогоднюю ярмарку,
• экскурсии в «Усадьбу князей Голицыных» г. Усолье,
• изготовление «Кормушки для птиц»,
• мастер-класс «Изготовь куклу-скрутку»,
• участие детей и родителей в состязаниях «Богатырские потехи»,
• пошив костюмов к отчетному концерту, изготовление заготовок к «Расписным узорам»,
• организация поездки и подготовка детей к городскому конкурсу шуточной песни «Песенный переполох»,
• подготовка костюмов для выступления на последнем этапе городского конкурса «Учитель года», «Уральская звездочка» и т. д.
• участие в мероприятиях города;
• участие в конкурсах различного уровня.
Совместная деятельность родителей и детей по русскому народному творчеству прошла успешно:
• повысился уровень мотивации родителей к сотрудничеству с ДОУ;
• повысился уровень психологопедагогической культуры родителей
по музыкально эстетическому развитию и народному творчеству;
• родители определили позиции равноправных участников инновационной деятельности путем содружества, сотворчества, создания благоприятной атмосферы общения между взрослыми и детьми;
• были созданы условия для повышения уровня знаний детей в области народного творчества детей, родителей и педагогов детского сада;
• появилось желание у родителей активно участвовать в мероприятиях
• детского сада (мастер-классы, календарные народные праздники, экскурсии и т. д.).
Этот проект дал эффективный результат и может быть использован педагогами дошкольных учреждений для формирования духовно - нравственных качеств и развития творческих способностей детей и их родителей.
Приобщение детей к истокам народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.
Воспитывая дошкольников в любви и уважении к русской национальной культуре, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего.
Список литературы:
1. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.
2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – М: УЦ Перспектива, 2014.