Антонина Глущенко
Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить. патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Публикация «Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы)» размещена в разделах
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»(С. Михалков).
Обращение в отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Наш современник, академик Д. С. Лихачёв, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Временный стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.
Исходя из вышеизложенного, мною были поставлены для реализации следующие задачи:
-воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
-формирование бережного отношения к родной природе и всему живому; -воспитание уважения к труду людей;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-расширение представлений о России, её столице;
-знакомство детей с символикой государства: гербом, флагом, гимном;
-развитие чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
-формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
2.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т. д., так как воспитывает в ребёнке патриота вся его жизнь : в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство- каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Для того, чтобы подготовить ребёнка к жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города. Потому что любовь к своей Родине начинается с любви к городу, посёлку, деревеньке, где человек родился и живёт. Поэтому необходимо так много внимания в дошкольном детстве уделять вопросам формирования патриотических чувств через ознакомление с родным городом-местом проживания ребёнка. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Дети могут самостоятельно выбирать, в каком виде деятельности они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий и т. д.)
Свою работу по данному направлению я начала с ознакомления детей с родным городом посредством экскурсий, целевых прогулок, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно.
Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день.
При целевой прогулке по близлежащим улицам (ул. Дружбы народов, Свердлова, Ленина) обращаю внимание детей на труд взрослых по благоустройству родного города : они обрезают деревья, разбивают газоны, сажают кусты и деревья, асфальтируют дорожки, следят за тем, чтобы в родном городе было чисто. Напоминаю детям, что они тоже горожане и от них зависит, будет ли наш город чистым и красивым. Они могут с родителями
3.
посадить возле дома цветы или кустарники, следить за тем, чтобы во дворе было всегда чисто. Во время прогулки предлагаю детям рассказать, как они будут переходить улицу в том или ином месте: там, где светофор, там, где светофора нет; там, где есть пешеходный переход.
Экскурсии по улицам города - это, прежде всего, ознакомление с архитектурными сооружениями города, старинными и современными зданиями, парком культуры и отдыха. Дети очень заинтересованно слушают рассказы об укладе жизни прошлых поколений, ищут сходства и различия между современными и старинными зданиями. Даже простое перечисление
названий домов помогает окунуться в мир истории и архитектуры позапрошлого и прошлого веков. Это здание лицея им. С. Н. Булгакова, дом по улице Горького, в котором жили Белоцерковские, дом Е. В. Быханова, расчётно-кассовый центр Центрального банка России (бывший Русско-Азиатский банк). Каждое здание хранит свою историю, тайну.
Современные дети, особенно те, кто живут в многоэтажных домах, вглядываясь в старинные здания с небольшими окнами, скромным убранством наличников испытывают удивление и восторг.
Стали традиционными и посещения краеведческого музея. Дети знакомятся с историей нескольких поколений, живших в Ливнах, культурой, искусством, животным и растительным миром, археологическими находками Орловщины. Неоценимую помощь оказывают работники музея. Их природоведческие экскурсии наполнены интересными фактами. Экскурсии в музей города дают возможность ребятам проживать эпизоды ранее незнакомой жизни старших поколений. Дети узнают, как жили их бабушки и дедушки. Перед дошколятами открывается интересный, увлекательный мир музея.
После проведённых экскурсий, прогулок обязательно делимся впечатлениями об увиденном и услышанном. На этом этапе работы важно, чтобы сначала дети обменялись эмоциональными впечатлениями, а затем в процессе беседы закрепить уже имеющиеся знания о родном городе и получить новые.
-Понравилась ли вам, ребята, экскурсия в краеведческий музей?
Почему?
-Что нового вы узнали? Что было наиболее интересно?
-Какими экспонатами вы могли бы пополнить в будущем наш музей? (дети рассказывают, что дома хранятся различные семейные реликвии, которые тоже имеют ценность не только для семьи: медали прадедушек, старинные вещи).
4.
Таким образом, наблюдение окружающей действительности является важнейшим средством педагогического воздействия. Однако если свести работу по патриотическому воспитанию только к организации наблюдений, то круг знаний и представлений ограничивается определёнными рамками.
Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом - это не только знать и любить свой город, но и активно работать на его благо.
Для этого я использую различные формы организации деятельности детей. Основной формой являются тематические занятия.
Проводя тематические занятия в старшей группе, я ставила перед собой задачу: вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну, знакомила с историей возникновения родного города, его достопримечательностями, памятниками известным людям.
Блок занятий состоял из следующих тем: «Ливны-город наш родной», «Архитектура Ливен», «Памятные места родного города», «Люди, прославившие Ливны», «Природа Ливенского края».
Занятие «Ливны-город наш родной» проводилось в форме путешествия. Ребята на автобусе отправились «в поездку» по родному городу. Выступая в качестве экскурсовода, я пыталась подвести детей к самостоятельным выводам о том, что такое страна, кто такие славяне ( одновременно коллективно выясняли этимологию слова : славяне- значит, славные). Соответственно теме была подобрана и физминутка:
Раз, два- мы шагаем, мы по городу идём.
Три, четыре- приседаем, из ручья мы воду пьём.
Будем мы богатырями (сгибание и разгибание рук).
Город наш мы защитим.
И старинными мечами мы отпор врагу дадим. (имитация боя).
Специально для данного занятия мною были сочинены загадки об улицах Ливен, памятниках, местах отдыха:
Где мы летом отдыхаем, на качелях подлетаем,
Где мороженое едим, на скамеечках сидим?
(городской парк)
На улице шумной есть славный детский сад.
«Золотым ключиком»зовётся у ребят.
5.
Скажи названье улицы, ответь мне поскорей,
И правильным ответом порадуй всех детей.
(улица Дружбы народов)
На этой главной улице есть стадион большой,
Есть почта, магазины, деревьев ряд прямой.
А ну-ка, угадайте, как улицу зовут.
И вам за это фишку сейчас же подадут.
(улица Ленина) и т. д.
Перед занятием «Памятные места нашего города» мы побывали у памятника воинам, погибшим при освобождении Ливен от фашистских захватчиков. Я рассказала ребятам о том, почему именно сюда приходят люди и возлагают цветы:
-Много красивых памятников в нашем городе, но этот особенный. Вы знаете, что во время Великой Отечественной войны наш город был разрушен. За то, чтобы освободить город от фашистов погибло много людей. Этот памятник-символ памяти и любви к павшим героям. Герои погибли, но память о них осталась. Люди посадили около памятника цветы и ухаживают за ними.
Этот рассказ очень тронул ребят. Они, как взрослые, почтили память погибших молчанием, затем положили цветы. Отходя от памятника, они не шалили, как всегда, а задумались. Во время занятия дети задавали много вопросов:
-Кто эти люди, погибшие в боях за Ливны?
-Сколько им было лет? Откуда они приехали? Все ли они были ливенцами?
Где шли бои, в которых они погибли?
Может быть, не всё до конца было понятно детям, но какая-то крупица обязательно останется в их памяти, затронет благородные чувства уважения к людям, к родному городу, и всё это на долгие годы сохранится в их сердцах.
Давая знания об истории города, о его памятниках, связываю их с историей России, чтобы дети осознали, что история их родного города неразрывно связана с историей страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. В этой связи трудно переоценить значение Государственных символов, которые являются частью культуры и истории страны. Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к историческим
6.
событиям, а также к таким объектам материальной культуры, как марки, значки, монеты, флаги, гербы. Эти возрастные особенности детей позволяют познакомить детей как с гербом России, так и с гербами г. Орла, г. Ливны, городов районного значения Орловской области. В своей работе с детьми данного возраста я уделяю особое внимание повторению, закреплению и обобщению представлений о государственных символах-гербе и флаге.
При планировании занятий на данную тему,особое внимание уделяю развивающей среде,стараясь максимально её разнообразить. Для этой цели использую монеты зарубежных стран, бланки с гербовой печатью, дипломы, удостоверения, рисунки с изображением герба России, Орла, Ливен. Занятия провожу в форме беседы, задавая детям следующие вопросы:
-Кто изображён на гербе нашей страны?
-Почему у орла две головы?
-На что похожи перья на крыльях орла?
-Что означает изображение орла на гербе России?
-Почему орёл золотой?
-Кто изображён на гербе г. Ливны?
-Что означает жёлтое поле?
-Что символизируют куропатки?
На занятиях по изучению символики широко использую дидактическую игру «Узнай свой герб»,которая позволяет не только закрепить знания о ливенском гербе, но и знакомит детей с гербами других городов Орловской области и г. Орла. Кроме того, ребёнок может рассматривать изображение герба и флага нашей страны как графическое произведение в процессе занятия и свободной деятельности вне занятий.
В подготовительной группе детям даются новые знания, а также закрепляются и расширяются знания, полученные в старшей группе. Материал, с которым мы знакомим детей в подготовительной группе, можно разделить на следующие темы:
История возникновения родного города и его достопримечательности.
Знакомство с районом, в котором живут дети, ориентировка
в близлежащих улицах.
Защитники Ливен.
Люди, прославившие Ливны.
Русская культура- устное народное творчество, народные игры, народно- прикладное искусство, музеи родного города,традиции русского народа, архитектура родного города.
Меняются задачи целевых прогулок. Во время их проведения обращаю
7.
внимание детей на то, что нам надо научиться ориентироваться в своём микрорайоне для того, чтобы ходить самостоятельно в школу.
-Если вы пойдёте по этой улице до конца, на какую улицу вы выйдете?
-Как отсюда, от места, где мы стоим, дойти до школы, магазина. Вашего дома?
При ответах требую, чтобы дети объясняли словами, а не показывали руками. Усложняются формы работы с детьми : учу детей работать со схемами, картой города. Совместно с детьми составили план своего участка, а затем учились ориентированию по более сложной карте-схеме «Дорога к детскому саду».
Учёт возрастных особенностей детей невозможен без широкого использования игровых приёмов, которые важны и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы занятий. В своей практике я использую ряд дидактических игр, направленных на обучение ориентированию по карте-схеме города (игра «Где находится памятник?») вырабатыванию умения сравнивать особенности старого и современного города, развивать мышление и речь (игра «Найди отличия»). В целях закрепления знаний детей о достопримечательностях города я использую игру «Знатоки Ливен».
Развитию речи детей, умению составлять собственное высказывание помогает такая форма игры, как интервью. Оборудованием к ней являются микрофон, пейдж с надписью «Корреспондент газеты «Уездный город». «Корреспонденты» задают интересные вопросы в ходе интервью:
-Какие места в городе вам особенно нравятся? Почему?
-В какие детские кафе вы ходите с папой и мамой?
-Где в городе можно научиться танцам?
-Какие школы города вы знаете? и т. п.
Детям свойственно фантазировать, и на этой особенности детей построена игра «Город будущего». Они с удовольствием включаются в игру, где всё зависит только от них. Представляют город будущего, дают ему имя, придумывают собственные названия улиц и объясняют, почему именно так они названы. Дети по-своему видят родной город. Им часто бывает необходимо поделиться своими впечатлениями об увиденном,Эти потребности реализуются ими в ходе игры «Я- фотограф». «Фотографируя» на игрушке-фотоаппарате свой город, они стремятся «увидеть» и «показать» его другим с помощью рисунков-«фотографий».
Такая форма игры,как загадки о Ливнах, формирует речевые навыки детей, одновременно развивая память, мышление, речевую активность; знакомит детей с миром профессий, учит ориентироваться во множестве организаций города «Логическая цепочка «Мир профессий и организаций». Я предлагаю
8.
отгадать загадки о профессиях, называть характер работы, учебное заведение, в котором учат этой профессии, организацию, в которой эта профессия нужна.
В ходе дидактических игр по ознакомлению детей с родным городом решаются и задачи экологического воспитания. Игра «Как зовут тебя, деревце?» учит сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, произрастающих в городе, а игра «Птицы нашего города» вырабатывают умение различать птиц по характерным признакам, образу жизни.
В наши дни наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной- семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое своей семьи, свои национальные, сословные, профессиональные, религиозные, географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение родословной помогает детям осмысливать очень важные и глубокие истины:
-корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
-семья-ячейка общества, хранительница национальных традиций;
-счастье семьи зависит от благополучия народа, общества, государства.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к «живым»документам истории семьи будит мысль ребёнка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Так, Миша Савков принёс награды своего дедушки и рассказал о том, что его дедушка родился и учился в Ливнах, а служил в разных областях России и прославил свою фамилию достойным трудом, подтверждением чему - его награды.
Кроме того родители помогают в сборе и пропаганде материалов по родному краю : создание гербариев для дидактической игры: «Что растёт на Орловщине?», изготовление макетов улиц Ливен, макета детского сада, подлинных вещей (семейных реликвий). Тесный контакт с родителями необходим ещё и потому, что в семье ребёнок имеет больше возможностей поехать на экскурсию, посмотреть родной город. Однако многие папы и мамы не всегда могут правильно сформулировать вопрос, рассказы их сложны, перенасыщены специальными терминами, датами, подробностями. Тогда я попробовала дифференцировать задания: папам предлагала рассказать, например, об авиаконструкторе Н. Н. Поликарпове, мамам- рассмотреть
9.
красивые здания на улицах, подготовить рассказ на тему: «Как город готовится к празднику». На выходные дни были задания: сходить к
памятнику Н. Н. Поликарпова и узнать о жизни авиаконструктора, его заслугах перед Отечеством. Накануне выходного дня обратилась с просьбой к папам сходить с детьми на Площадь победы и показать им памятник воинам-освободителям, погибшим в боях за наш город Ливны. Попросила объяснить, что значит «братское захоронение», зачитать имена погибших. Планируя тематические беседы с использованием фотографий, иллюстраций, я побуждала детей делать выводы, давать нравственные оценки. Например, в беседе на тему:«Наши герои-земляки» рассказала детям о героях-ливенцах, участниках Великой Отечественной войны,именами которых названы улицы города. (ул. Пухова в п. Беломестное, ул. Бахтина, ул. Павлова).Затем предложила детям вместе с родителями составить рассказ о каком-либо герое (как звали героя, в каких войсках он сражался, какой подвиг совершил).
На занятии все дети стремились ответить, дополнить рассказ товарища.
Они с увлечением говорили о мужественном лётчике М. Н. Павлове, который уничтожил много вражеской техники и живой силы противника, о В. Н. Красове, родившемся в Ливнах, храбро сражавшемся на разных фронтах и погибшем на Украине, О А. Е. Бахтине, который обеспечил переправу через реку Днепр и погиб.
И в мирные дни солдаты, призванные на военную службу, готовятся стать защитниками Отечества. Дети с удовольствием рассказывают о своих близких, служащих в разных концах России, просят своих пап рассказать о службе в армии. Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
Обобщая всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что ознакомление с родным городом является действенным методом патриотического воспитания, так как каждый воспитанник проникается славой родного города, чувствует себя сопричастным к местным общественным событиям, гордится тем, что здесь жили люди, известные всей стране и даже миру. И если этими чувствами ребёнок проникается с ранних лет, если они вошли в сердце, как самое дорогое, то это чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.