Татьяна Буцыгина
Формирование современной модели успешной социализации дошкольников через приобщение к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку, это начальный этап формирования личности, где закладываются культурные стереотипы, определяющие специфику его будущей социальной жизни. И от того, насколько будет успешным этот этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка, формированием его социально-личностных качеств и основ человеческой культуры.
Публикация «Формирование современной модели успешной социализации дошкольников через приобщение к русской народной культуре» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В Стандарте этот период сформулирован в принципах дошкольного образования, как необходимость приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурного развития.
Поэтому, являясь приоритетным, социально — коммуникативное развитие выведено сегодня в ранг стратегических. Его основными направлениями являются:
• развитие игрового взаимодействия дошкольников;
• общение со сверстниками;
• взаимодействие дошкольников в образовательной деятельности;
• усвоение социальных норм и правил.
Социальное развитие играет значимую роль в становлении личности, помогает ребенку стать полноценным человеком: со своими интересами, принципами, устоями и желаниями.
Первые навыки социального развития ребенок получает при общении со своими родителями и близкими родственниками, потом от общения со сверстниками и взрослыми. Он постоянно развивается как личность, узнает, что можно делать, а что нельзя, учитывает свои личные интересы и интересы окружающих. Этому так же способствует этнокультурное воспитание, которое знакомит детей с социальными нормами поведения, духовно-нравственными ценностями, с культурными достижениями других народов, а так же воспитывает дружеские отношения к людям разных национальностей. Созданная модель воспитания и образования на материале русской культуры мотивируется, в первую очередь, патриотической направленностью, что, как выясняется, стало необходимым в современном мире.
Испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Складывались свои обычаи и традиции. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в народных законах гостеприимства, а так же в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. Народная педагогика давала возможность овладеть правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, общины, семьи. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов общества. То есть народная культура создавала "модель поведения", а значить готовила детей к жизни.
Поэтому необходимо донести до сознания воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры и национальных традиций. Для этого, прежде всего, пришлось обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору, фольклору Забайкальского края. Так как содержание фольклора отражает жизнь народа, его духовный мир, опыт, мысли, чувства наших предков, просеянные через сито веков.
Учитывая это, построила свою работу так, чтобы максимально приобщить и детей и их родителей к истокам русской народной культуры. Так появилась программа «Росинка», от слова «роса», она как капля воды увлажняет и питает все живое вокруг.
Программа является одним из эффективных средств патриотического, нравственного и эстетического воспитания. Этнокультурное воспитание не только формирует чувство любви к Родине, но и развивает познавательные интересы и возможности, способствует более полному восприятию окружающего мира.
Предлагаемая программа ознакомления дошкольников с этнокультурным направлением, разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и реализуется интегративно с различными областями.
Линия народной культуры проходит через все виды деятельности (на занятиях, в режимных моментах, праздниках, развлечениях и др.). Знакомлю детей с разными видами искусств (изобразительным, музыкальным, устным народным творчеством).
Построена программа от простого к сложному и рассчитана на 4 возрастные группы. У детей дошкольного возраста появляются познавательные эмоции, формируются нравственные эмоции - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно - чувство долга. Ранее развивающиеся эмоции становятся более глубокими, устойчивыми, прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности.
В младшем, среднем возрасте дети получают первые сведения о культуре русского народа, в старшем и подготовительном возрасте продолжают знакомиться с историей и культурой не только России, но и малой родины - Забайкальским краем.
В программе учтены психологические особенности детей разного возраста. Не принужденная форма (игры, праздника, развлечения и т. д.) организационной деятельности помогает заинтересовать детей. Следует отметить, что дети, которые занимались по этой программе в дальнейшем легко и с интересом учатся в школе. Они легче прошли адаптационный период, у них развита эмоциональная отзывчивость, знают элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Дети знают особенности жизни русского народа, его лучших национальных качеств, своеобразие родного края, у них развито чувство любви к Родине, своей семье, родному дому, земле, где родился. Принимают активное участие в различных мероприятиях, праздниках и развлечениях.
Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности, способной жить в современном мире.