Мария Дудоладова
Формирование познавательной активности детей через экспериментирование посредством экологической сказки
▼ Скачать + Заказать документы
1 Слайд. 2 слайд.
Здравствуйте, уважаемые председатели аттестационной коммисии. Меня зовут Дудоладова Мария Вячеславовна, я работаю в детском саду «Рябинушка».
Вашему вниманию предоставляется презентация практических достижений профессиональной деятельности педагога по теме: «Формирование познавательной активности через экспериментирование посредством экологической сказки».
3 слайд.
Публикация «Формирование познавательной активности детей через экспериментирование посредством экологической сказки» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одной из задач во ФГОС ДО является познавательная активность детей, которая может реализовыватся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, в том числе и познавательно – исследовательской.
4 слайд.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка.
Мною были изучены методические разработки Риммы Юрьевны Белоусовой, Ольга Анатольевна Соломенникова, Ольга Витальевна Дыбина, Рахманова
Веду работу в составе районной творческой группы педагогов по теме «Интерактивные формы организации экологического образования Ресурсных центров»;обмен опытом с коллегами ДОУ
5 слайд.
Необходимо постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.
В наши дни экологические проблемы как никогда, являются наиболее актуальными. Поэтому основы экологического воспитания должны закладываться в самом раннем детстве нами – дошкольными работниками. Нам необходимо постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.
Проведя мониторинг экологического образования детей, было выявлено неустойчивое отношение к объектам природы, отсюда выявились следующие проблемы.
Поэтому целью педагогического исследования стала разработка системы работы по формированию у детей дошкольного возраста- основ экологической культуры, средствами экологической сказки и экспериментирования.
Проблемы указаны на слайде
6 слайд.
Обоснованием выбором моей темы были разработки авторов чьи имена мы видим на слайде.
Отдельно разобрала что такое Экологическая сказка, экспериментирование.
Экспериментирование интересно тем, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или явления в связи с окружающей его средой. Знания, полученные детьми опытным путем, являются более осознанными и прочными.
7 слайд.
Целью моей работы по данной теме стала «создание условий для организации экспериментирования посредствам экологической сказки»
Для достижения цели необходимо решить ряд задач.
Развивать собственный познавательный опыт с помощью подбора методической литературы, создание картотек сказок и экспериментов;
Создание развивающей предметно – пространственной среды;
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы;
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
Подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные организационные формы работы
8 слайд.
В основе ведущей идеи моей работы лежит формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание путем внедрения различных видов деятельности – экспериментирования посредством экологической сказки, которое позволят ребенку реализовать свои познавательные способности, в интересной, игровой форме, обогатить словарь, развить коммуникативные умения, интерес и активность
Для того чтобы привлечь детей к опытно-исследовательской деятельности использовала экологические сказки, которые сделали экологическое воспитание дошкольников более занимательными и разнообразными, так как дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность.
9 слайд.
Содержание работы построено в трех этапах педагогического процесса:
Подготовительный, практический, рефлексивный.
10 слайд.
Целью первого этапа было выявление уровня качества знаний детей об окружающем мире за основу педагогической оценки были взяты игровые задания О. А. Соломенниковой, подбирались формы организации образовательной деятельности в разных видах деятельности, спланировала взаимодействие с семьей, обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом.
БКНР – большинство компонентов недостат. Развиты
ОКНР – отд-е компоненты не развиты
СВ – соответствует возрасту.
11 слайд.
Целью второго этапа развития стало использование экологической сказки, связь с занятиями по познавательному развитию с другими видами занятий и продуктивными видами деятельности, организация работы с детьми в повседневной жизни.
12 слайд.
В своей работе я использую следующие технологии исследовательской работы в сказках :
После прочтения сказки «например сказка снегурочка» на начальном этапе работы ставлю перед детьми задачу, которую можно решить лишь способом экспериментирования.
С детьми обсуждаются условия и организация опыта.
Выбираем опыты как кратковременные, так и длительные: длительно протекающий опыт вывод делается не сразу, если задача решается в кратковременных опытах, обсуждение результатов проводится сразу, делаются выводы.
14 слайд.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности является организация предметно-развивающей среды воспитательно-образовательного процесса и режимных моментов, т. е. подготовка материальной базы для экспериментально-поисковой деятельности. Среда была значительно обогащена в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями программы.
Для привлечения внимания и развития интереса детей к объектам природы мною была составлена картотека экологических сказок и картотека экспериментов, здесь учитывала такие условия как времена года.
15 слайд.
Невозможно успешно осуществить запланированную работу без активного участия родителей, так как работа по приобщению к художественной литературе многошаговая. Мне была необходима тесная связь с родителями. С родители было проведено анкетирование. Были созданы папки — передвижки, проведены консультации, родительское собрание.
На слайде отображен фрагмент одного из конкурсов «Маленькие почемучки», здесь мы видим эксперимент с мукой по сказке «Колобок».
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.
Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.
После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома.
Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателю, делятся своими впечатлениями.
16 слайд.
17 слайд.
На данном слайде мы видим заключительную диагностику….
18 слайд.
В результате организации детского экспериментирования посредством экологической сказки, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
19слайд.
20 слайд.
21 слайд