Анна Пичугина
Музыкально-обогащенная среда как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально- обогащенная среда- как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка, но на первом месте стоит восприятие различных по характеру музыкальных произведений. Музыка - это и есть собственно эмоция, она играет большую роль в обогащении эмоционального опыта ребенка.
Публикация «Музыкально-обогащенная среда как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственные эмоциональной состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности. Дети учатся сопереживать услышанное, понимать музыкальный образ, проявлять эмоциональное отношение к произведению.
Конечно, маленький ребенок не умеет управлять своими эмоциями. Его чувства быстро возникают, и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению.
У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Музыкальное восприятие- это активный и творческий процесс. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.
Звучащий мир вокруг нас ставит своеобразные задачи нашему слуху : что звучит, где звучит, как звучит?Есть ли музыка в природе? Да, мир природы полон загадок. Детям интересно всё, что происходит вокруг.
Я считаю, что ребенок, обедненный даром видеть,и чувствовать всю прелесть природы, лишенный возможности общения с волшебницей- музыкой, не сможет понимать красоту жизни во всех её проявлениях, а ведь отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Вы только представьте такого ребенка, которого не трогает красота нераспустившегося бутона, прелесть пушистой елочки, или нежные голоса птиц! Насколько важно понять, чтобы в раннем детстве рядом с малышом оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним изобразительные возможности музыки, обогащая музыкально- слуховой опыт его через восприятие образов природы. Актуальность этого вопроса я решила раскрыть в своем опыте работы.
Поддерживая детский интерес, необходимо вести их знакомство с природой к её пониманию, углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки. Процесс формирования звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, которое дает возможность «озвучить»происходящее, обогатить представления об образах реальной природы через музыкальные впечатления.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира, она имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже та музыка, которую слушает будущая мама оказывает влияние на самочувствие малыша.
Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляется движения.
Слушание музыки в семье обладает большой силой взаимодействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируется его вкус, и привязанности. Родители, хорошо зная своего ребенка- его характер, увлечения, наклонности, найдя нужный подход,могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащая музыкальные впечатления. При этом было бы здорово привлекать вспомогательные средства воздействия : рассказывать сказки, читать книги, рассматривать репродукции картин. Но на сегодняшний день, как показывает практика, у родителей чаще всего недостаточно бывает времени, чтобы воспитать эстетическое отношение к искусству, а через него- ко всему окружающему: труду, быту, природе. Надо стараться убеждать родителей, что только заинтересованностью можно добиться успеха в обогащении музыкально- слухового опыта ребенка,и тем самым способствовать развитию эмоциональной сферы детей.
Этот вопрос я освещаю на родительских собраниях,и на педагогических советах; делюсь информацией на сайте нашего ДОУ; даю индивидуальные консультации родителям по вопросам музыкального воспитания; создаю папки- передвижки и музыкальные памятки на стенды в ДОУ.
Знакомить детей с образами природы в музыке, мне помогает программа О. Радыновой «Музыкальные шедевры».
В моей работе это проходит через :
музыкально - тематические занятия
интегрированные
сюжетные
беседы - концерты
музыкальные гостиные
праздники
развлечения и досуги
Восприятие музыкальных образов природы детьми разного возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью.
Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, и определять характер музыки.
В младшем дошкольном возрасте у малышей развиваются такие сложные чувства, как любовь к близким, доброе отношение к животным, птицам, природе, стремление быть хорошим, добрым. Поэтому они с удовольствием слушают музыку, связанную по содержанию с его родным домом: с образами папы и мамы, бабушки, дедушки, игрушек. Их внимание становится все более произвольным, поэтому они очень чутко могут реагировать на явления природы в музыке : прилетела птичка, выглянуло солнышко, пошел дождик. Значение словесного метода в процессе формирования основ музыкальной культуры детей очень велико, поэтому на своих занятиях при восприятии музыки часто использую литературное слово. Например, очень нравится моим малышам тема «Дождик».На первых занятиях разучиваем песенку Т. Попатенко «Непослушный дождик», а на следующих уже слушаем пьесу Д. Кабалевского «Грустный дождик», учим заклички про дождик:
-Дождик, дождик, пуще! Дадим тебе гущи!
Выйду на крылечко, дам огуречка…
На малышей эта закличка производит веселое впечатление, они с удовольствие протягивают ладошки под такой дождик!
С помощью метода контрастных сопоставлений мы сравниваем эти произведения с похожими названиями: вроде бы дождь, как дождь, а от занятия к занятию, прослушав музыку внимательней, определив контрастные регистры (высокий- низкий, темпы (медленно- быстро)динамические оттенки (медленно- громко, с восторгом понимают, что дождик бывает разный! Интересно малышам передавать музыку в рисунках, где они проявляют свое творчество. Мы рисуем и пальчиками, и ладошками дождик, и с помощью трафаретов отпечатываем следы зайчиков и мишек на зимней полянке. В своей работе я развиваю творческое воображение детей с помощью музыкальных инструментов по принципу К. Орфа. Благодаря этим нехитрым инструментам,можно представить, как хрустит снег под лапами медведя, как шуршат осенние листики, шумит дождик, цокает лошадка.
Большой результат мне приносят выступления на родительских собраниях. С удовольствием родители откликаются на мои просьбы пополнить музыкальные центры в своих группах различными шуршалками, гремелками, бренчалками, сделанными своими руками вместе с ребятами. С помощью их мы разыгрываем увлекательные музыкальные сказки, например «Солнышко и дождик» с участием детей и родителей. Очень интересно наблюдать за увлеченными малышами, которые рады за своих родителей, участвующих в игре. Такое сотрудничество радует и детей и взрослых, которые стараются внести свое творчество и фантазию в игру, а необычные новые впечатления захватывают детей, обогащают музыкально- слуховой опыт, способствуют формированию воображения, мышления, ценностного отношения к музыке и природе. У меня появляется колоссальный заряд энергии положительных эмоций, хочется творить, изобретать, экспериментировать снова и снова. Среди педагогов я также провожу практические мастер- классы по изготовлению природных инструментов педагогической концепции К. Орфа. Это выглядит очень познавательно, любопытно и интересно, а взрослые сами превращаются с маленьких детей.
Чтобы вызвать в детском воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать явления природы, мне помогает метод зрительной наглядности, использование икт на занятиях. При знакомстве детей с образными песнями, всегда обращаю внимание на средства музыкальной выразительности (ритм, темп, динамка, регистры). Малыши глубже воспринимают образы птиц и животных в музыке, если до прослушивания наблюдали за их повадками. Например. прежде, чем разучить с ними песню «Рыбка» Т. Попатенко, я принесла на занятие банку с водой и живой рыбкой. Это был полный восторг и большое внимание к рыбке. Дети с удовольствием рассматривали её, слушали музыку,и осваивали протяжное звукоизвлечение в песенке. С помощью выразительных презентаций, которые составляю сама, дети легко смогли представить себе маленькую легкую птичку при разучивании песни Т. Попатенко «Птичка», и потом без труда по вступлению определяли название песенки. Накопление музыкальных впечатлений- важнейший этап для последующего развития музыкального восприятия детей.
У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их тезауруса, восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. Во время прогулок с детьми, воспитатели стараются не только наблюдать предметы и явления, но и выделять их характерные признаки, что оказывает большую помощь на музыкальных занятиях. И поэтому при прослушивании произведений. Дети острее слышат и реагируют на средства музыкальной выразительности. В старшем возрасте тема природы и музыки проходит через сюжетные, и глубокие интегрированные занятия, например: «Путешествие в осеннее царство», «Чародейка - зима», «Волшебная россыпь зимних узоров», «Голоса весеннего леса».В этом возрасте расширяется и кругозор ребят в области композиторов.
Я знакомлю ребят с произведениями Г. Свиридова, Л. Бетховена. П. Чайковского, и др. ,но самое яркое впечатление на ребят оставляют произведения А. Вивальди «Времена года»(мы слушаем отрывки из концертов «Осень», «Зима». «Весна»)Произведения сложные, в них ребята учатся различать не только изобразительность в музыке, но и саму форму музыкального произведения. Большой отклик в душе ребят оставляет произведение А. Вивальди «Осень. Охота». От установки, которая дается перед слушанием музыки, зависит в целом восприятие произведения детьми. Я увлекаю ребят беседой о произведении, не упрощая его содержания, мы рассматриваем иллюстрации, презентации, и дети полностью погружаются в мир музыки. После прослушивания, они не только сами различают эмоциональную окраску музыки, но и меняющиеся в ней различные выразительные интонации. Слушая произведение, дети сами определяют тему охотников и раненого зверя. Чтобы воспитание носило творческий, развивающий характер, я сочетаю словесный метод с нарастанием проблемности. Очень важно создавать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску детей ответов на вопросы. Известно, что различного рода сравнения. Сопоставления активизируют процесс восприятия. Например, после прослушивания произведения целиком, ненадолго возникает пауза: дети осмысливали. Ставлю вопрос: «Как вы думаете, чем закончилось произведение - удачной охотой, или, зверю удалось скрыться?»Дети высказывали по этому поводу самые разные умозаключения, они становятся активными, проявляют выдумку, фантазию, пополняют и обогащают свой словарный запас. Под огромным впечатлением от произведения, дети уходили с домашним заданием6пофантазировать на тему охоты вместе с родителями, и принести по – желанию рисунки. В стороне не остался никто, даже те дети, которые затруднялись в своих высказываниях на занятии. Все ребята проявили себя в творчестве: мы организовали большую выставку в музыкальной гостиной, дети были очень довольны и рады, приводя вечером своих родителей, и с гордостью показывая им свою работу.
Воспитывают чувство красоты природы прекрасные произведения П. Чайковского, цикл «Времена года» .Например, пьеса «Ноябрь. На тройке» легко воспринимается ребятами.
«Не гляди же с тоской на дорогу, и за тройкою в след не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу поскорей навсегда заглуши!»Н. А Некрасов.
Это четверостишье служит эпиграфом к пьесе. Чтобы дети яснее, глубже вслушивались в музыку, различили в ней тему красоты бескрайних просторов, тему перезвона колокольчиков, я использую прием оркестровки. В такой игровой форме дети могут выразить свои впечатления от произведения. Обязательно, прослушивание пьесы сопровождается рассматриванием картин и репродукций.
Характеристика эмоционально - образного содержания музыки является наиболее уязвимым моментом в работе с детьми. Ребята почти без труда определяют моменты изобразительности, выделяют отдельные средства выразительности, однако, их высказывания о характере музыкального произведения, не всегда отличаются разнообразием. Часто встречающееся в практике деление музыки на веселую и грустную. примитивизирует, обедняет её восприятие, а музыка может выражать и тончайшие нюансы. Надо было как-то решать эту проблему, и выход нашелся: я изготовила музыкально- дидактическое пособие «Музыкальный конструктор».К моему изумлению, ребята очень быстро запоминали графические изображения разнохарактерной музыки, и словарный запас намного быстрее пополнялся, и находил место в лексиконе детей. Кроме этого, я приносила на занятие игру «Волшебная копилочка» : коробочка, в которую попадают слова- определения о характере музыкального произведения.
Нравится ребятам применять для закрепления представления о характере музыки цветовое уподобление, когда определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки : светлый- нежность, спокойствие; темный- тревога, печаль, ; яркий- торжественность. В процессе знакомства с природой, дети познают её во всем многообразии и красоте. И, знакомясь, с музыкальными произведениями, рисующими образы природы, они не только узнают явленья окружающей действительности, но и переживают то настроение, те мысли, и чувства, которые связаны с содержанием музыки.
Надо стараться, чтобы каждое занятие с детьми было праздником, но как ненавязчиво рассказать им о том, как удивительна природа, как интересен наш мир, какие возможности у музыки. И однажды я поняла, что одной из самых увлекательных форм, необходимых для восприятия детьми познания звуков природы, являются игры со звуками. Так я познакомилась в программой Т. Ю. Тютюнниковой «Бим!Бам!Бом!».
Ведь ребятам необходимо самовыражение, полет фантазии. Вместе с воспитателями мы изготавливали различные инструменты: из бумаги, кубиков, карандашей, желудей, пластика, хрустальных фужеров.
Мы стали проводить свои эксперименты шаг за шагом. В этих увлекательных исследованиях у детей появлялся и накапливался разносторонний опыт звуковых ощущений: завывание вьюги, шуршание листьев, солнечная капель… Получилась целая лаборатория по исследованию звуков. Ребята исследовали различные способы получения звуков, и приобретали навыки игры на инструментах, что способствовало развитию тембрового, а через него и звуковысотного слуха. Дети становились более собранными и внимательными. Такие игры со звуками являются первичной формой импровизации, что в дальнейшем мы переносим в музыкально- ритмические движения: например, вот закружились первые снежинки, завыла вьюга; а вот закружились в прощальном вальсе осенние листья…У каждого ребенка получался свой неповторимый образ, каждый индивидуален в своем исполнении, от занятия к занятию у детей появлялся обьем музыкально- слуховых и двигательных представлений. Двигательные реакции помогают формированию музыкального мышления, способствуют развитию интереса детей к музыке, и развивают творческое воображение, которое обогащает все творческие проявления детей.
Мне очень приятно замечать, как аккуратно, на основе музыкальных впечатлений у детей формируются художественные интересы, склонности, музыкальные способности, развивается эстетический вкус. Много благодарных слов о своей работе я слышу от родителей: дети в домашней обстановке любят показывать и совершенствовать осваиваемые движения, исполняют дома весь выученный репертуар.
Для себя, с помощью диагностики, кроме перечисленного. Я отмечаю, что дети хорошо владеют ориентировкой в пространстве; самостоятельно различают большинство музыкальных произведений; знают композиторов, словарный запас пополняется. На музыкальных занятиях они смелее импровизируют, а образная речь, характеризующая образы природы, становится богаче. Это замечательно, потому что новые музыкальные впечатления обогащают музыкально- слуховой опыт детей, вызывают чувства радости, грусти, нежности, доброты, и тем самым формируется эмоциональная отзывчивость к образам реальной природы, что способствует общему интеллектуальному развитию наших детей.
.