Рита Назарова
Опыт работы «Формирование устойчивого познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Назарова Рита Алексеевна
воспитатель МБДОУ № 29 ст. Холмской
Абинского района Краснодарского края.
Актуальность моего опыта определяется Федеральным Законом об образовании в Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в области «Познавательное развитие», направленным на решение задач развития у детей познавательных интересов, формирования исследовательской деятельности, воспитания интегративных качеств ребенка – любознательности и активности.
Публикация «Опыт работы „Формирование устойчивого познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что включить ребенка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному варианту поиска информации можно с помощью экспериментирования, которое является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых и рассматривается формой организации педагогического процесса.
Поэтому мной была поставлена цель: внедрить систему экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие у детей познавательных интересов
Опираясь на богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования таких известных педагогов, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж –Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, профессора, творческой педагогики Н. Н. Поддьякова, которые рассматривают экспериментирование в детском возрасте, как ведущий вид деятельности, я внедрила систему экспериментирования О. А. Соломенниковой. Пособия этого автора я использую, как часть учебно-методического комплекта к примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы». Ее система экспериментирования построена на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, направлена на развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.
Моя работа направлена на достижение детьми дошкольного возраста целевых ориентиров :
…на проявление инициативы и самостоятельности;
• на активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• на умение выражать свои мысли и желания в устной форме;
• на овладение знаний о природном и социальном мире;
• на способность принять самостоятельное решение, опираясь на свои знания и умения…
ФГОС ДО Глава IV пункт 4.6
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их я провожу в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.
Особенно интересными стали для детей старшей группы интегрированные занятия с включением экспериментальной деятельности: «Водные ресурсы Земли», «Наряд куклы Тани», «В мире металла».
А в подготовительной группе: «Огород на окне», «Знакомство с кожаными изделиями», «Приключения Фунтика».
Познавательный интерес поддерживаю через средства: художественное слово, наглядный, демонстрационный и раздаточный материал, электронные образовательные ресурсы, поисковые и практические действия.
Я собрала:
1. картотеку экспериментов, опытов;
2. презентации по темам занятий;
3. схемы опытов для самостоятельной деятельности детей;
4. картотеку наблюдений и рассматриваний, как в природе, так и в окружающем мире;
5. разработала конспекты занятий по познавательному развитию с использованием опытов и экспериментов;
6. картотеку настольно печатных, дидактических и подвижных игр;
7. схемы для ознакомления с объектами и явлениями природы;
8. схемы для составления описательных рассказов об объектах природы;
9. картотеку карт – алгоритм рассказывания о объектах природы и окружающего мира.
Опыт или эксперимент подбираю в соответствии с программным содержанием непосредственно образовательной деятельности и возрастными особенностями, выполнение которых приносит реальную пользу участникам исследования.
Продолжительность деятельности определяю так, чтобы работа выполнялась быстро, и не терялся познавательный интерес.
Экспериментальную деятельность классифицирую:
• по характеру объектов;
• по месту проведения;
• по количеству детей;
• по причине их проведения;
• по характеру включения в педагогический процесс;
• по продолжительности;
• по количеству наблюдений за объектом;
Я участвую в эксперименте так, чтобы быть для детей равноправным партнером.
Подготовку к проведению экспериментов я начинаю с определения текущих дидактических задач, затем мы с детьми выбираем объект. Знакомлю с ним заранее и на практике. Одновременно дети осваивают технику экспериментирования, если та им незнакома.
Постоянно стимулирую детское любопытство, стараюсь быть готовой к вопросам детей, не сообщаю знания, а помогаю в ответ на вопрос ребенка получить его самостоятельно, поставив небольшой опыт.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов стимулирую развитие речи детей путем постановки вопросов, требующих от детей развернутого ответа.
Результатом моей работы является : опыт самостоятельной деятельности, исследовательская работа, новые знания и умения.
Наряду с опытом и экспериментом я уделяю внимание и наблюдению, как одной из форм экспериментальной деятельности. Отличительной чертой наблюдения является тот факт, что в отдельных случаях оно может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы или за таким явлением, как листопад не связано с экспериментом, потому, что процесс развивается без участия человека.
В своей работе я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры. Игры с песком, водой, природным материалом, помогают решить проблемные ситуации: что быстрее впитает воду – почва или песок, каким вещам вода на пользу, а каким нет, верна ли поговорка «Под лежачий камень вода не течет».
Совместная работа с семьями воспитанников является одним из условий успешного обучения, поэтому в группах детского сада я веду работу по взаимодействию с родителями, которое включает в себя: консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, конкурсы, мастер –классы, анкетирование, развлечения, праздники, акции, экскурсии.
Наряду с традиционными методами и приемами, инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников занимают в моей работе значительную часть. В процессе экспериментирования я использую компьютерные и мультимедийные средства обучения, авторские технологии Воскобовича, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Руководя экспериментальной деятельностью детей, я добилась того, чтобы старшие дошкольники получили первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также могли провести несложные, но интересные эксперименты и научились самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать выводы.
Я убедилась, что главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой.
В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться».