Эльмира Мудрая
Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:
1. Определение уровня развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории предметного мира.
2. Изучение особенностей организации в ДОУ процесса ознакомления с историей создания вещей у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
3. Выявление позиции родителей в решении проблемы формирования познавательного интереса к предметному миру у дошкольников.
Первое направление. Определение уровня развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории предметного мира.
Для этого были разработаны следующие критерии и показатели:
1. Наличие представлений о предмете интереса : ориентация в прошлом предметов рукотворного мира, понимание как видоизменился тот или иной предмет.
2. Направленность интереса на историю создания и преобразования предметов рукотворного мира : рассматривает ли предмет, задает ли вопросы о предмете, о том, как этот предмет выглядел в прошлом, для чего предназначен.
3. Эмоциональность — положительная или нейтральная модальность интереса : эмоционально-положительное отношение к прошлому предметного мира или равнодушие, отсутствие эмоциональных проявлений
Определение уровня развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории предметного мира осуществлялось с помощью следующих методик :
Методика № 1. Дидактическая игра «Предмет из прошлого»
Цель: выявить проявление направленности на познание предметного мира, инициативы и активности. Выявить умение детей задавать вопросы познавательного характера, стремление детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета, проявление активности, стремления довести дело до конца, эмоциональное отношение к заданию, к предмету.
Материал: старинный фотоаппарат, перьевая ручка, пишущая машинка.
Экспериментатор ведет наблюдение за действиями детей, их эмоциональным состоянием: проявляют ли они активность в познании предмета (рассматривают, обследуют, пытаются действовать с ним, выраженностью эмоций. После 3-4 минут взрослый предлагает ребенку спросить, что бы он хотел узнать об этом предмете или предлагалось самому рассказать о предмете, загадать загадку (описать предмет, не называя его).
Уровни выполнения задания:
1 балл - низкий уровень - ребенок не проявляет выраженных положительных эмоций при рассматривании предмета, предмет не вызывает у него интереса совсем или интерес кратковременный, эпизодический, не стремится рассмотреть предмет и рассказать о нем, или самостоятельно составить о нем загадку, вопросов не задает.
2 балла - средний уровень - ребенок достаточно эмоционален, заинтересован предметом, рассматривает его, задает вопросы, но они носят репродуктивный характер: как называется сам предмет, либо его отдельные части. При предложении рассказать о предмете или составить загадку о нем, начинает формулировать, но при первой сложности отступает.
3 балла - высокий уровень - у ребенка ярко выражены положительные эмоции при рассматривании предмета, ребенок заинтересован предметом длительное время, внимательно рассматривает его, задает вопросы как репродуктивного, так и познавательного характера (для чего этот предмет, как им пользоваться, откуда он появился в группе, почему, на какой предмет он похож, какой он был раньше, как он изменялся и пр.). Пытается придумать загадку о предмете, радуется, если у него это получается. Пытается заглянуть внутрь предмета, действовать с ним.
Методика 2. Логическая задача «Что будет, если…»
Цель: выявить наличие направленности на реализацию знаний о предметном мире при решении поисковых задач, интерес к истории предметов.
Каждому ребенку индивидуально задавались следующие вопросы:
1. Что произойдет, если на земле вдруг исчезнут все автомобили?
Вопросы для беседы: На чем раньше люди передвигались? Какие виды транспорта ты знаешь? Для чего человеку нужно столько видов транспорта?
2. Что произошло бы, если бы исчезли все часы?
Вопросы для беседы: Как раньше люди узнавали время? Какие ты знаешь часы? Для чего нужно столько видов часов?
Уровни выполнения задания:
1 балл - низкий уровень - ребенок не заинтересован вопросом, ответов нет или они односложные: не знаю, потому. Отвечает, в основном, на второй вопрос.
2 балла - средний уровень - ребенок выслушивает вопрос, пытается фантазировать, отвечает на второй и третий вопросы логической задачи. Попыток ответить на первый вопрос нет.
3 балла - высокий уровень - ребенок фантазирует, дает развернутые ответы на второй и третий вопросы, пытается ответить на первый вопрос, вспоминает, где он уже встречался с подобным предметом, где видел его (фильмы, иллюстрации в книгах, дома у близких).
По результатам выполнения этих двух методик, можно дать общую характеристику сформированности познавательного интереса к истории создания вещей у детей старших дошкольников.
Низкий уровень - (1-2 балла) - характеризуется отсутствием направленности на предметы прошлого, эмоционально-положительного отношения к ним, процессу их совершенствования и преобразования; непродолжительным манипулятивным характером действий с предметами прошлого; познавательной инертностью в ситуации объяснения выбора объекта интереса.
Средний уровень - (3-4 балла) - характеризуется неустойчивостью и ситуативностью проявления направленности детей на предметы прошлого; желанием узнать о них, задать вопросы познавательного характера, осознать предмет интереса (что еще хотелось бы узнать) только при побуждении со стороны взрослого; недостаточной целенаправленностью действий по обследованию предмета и его преобразования.
Высокий уровень - (5-6 баллов) - характеризуется наличием направленности детей на предметы прошлого; желанием узнать о них, действовать с ними; устанавливать логическую связь на основе последовательности происхождения и совершенствования предметов человеком; проявлением инициативы в познании прошлого предметного мира; умением самостоятельно обследовать предмет, задавать познавательные вопросы, объяснять, что именно заинтересовало, что еще хотят узнать об этом предмете, предполагать, как это можно сделать (из каких источников получить информацию); стремлением преодолевать трудности в процессе познания предмета.
Второе направление. Изучение особенностей организации в ДОУ процесса ознакомления с историей предметного мира включало :
1. Осведомленность педагогов о проблеме развития у старших дошкольников познавательного интереса.
2. Осознание значимости проблемы ознакомления детей с историей предметного мира, а также места проектной деятельности в педагогическом процессе ДОУ.
3. Анализ предметно-развивающей среды ДОУ.
4. Анализ программы обучения и воспитания, по которой работает ДОУ на
наличие содержания знаний о прошлом предметного мира, задач развития у детей познавательного интереса к нему.
Третье направление. Выявление позиции родителей в решении проблемы формирования познавательного интереса к предметному миру у дошкольников.
Была разработана анкета для родителей. Родителям предлагалось ответить на ряд вопросов анкеты:
1. Чем интересуется ваш ребенок?
2. Можете ли вы назвать интересы Вашего ребенка постоянными или они изменчивы, неустойчивы?
3. В чём проявляются интересы Вашего ребенка к предметам рукотворного мира? Интересует ли ребенка, каким был этот предмет в прошлом? Откуда появился этот предмет в доме?
4. Что делается в семье для развития интересов ребенка?
5. Почему необходимо развивать познавательный интерес к предметному миру у детей с детства?