Вера Кореева
Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалось способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Опыт работы, практика
- ПДД. Консультации для педагогов
- ПДД. Правила дорожного движения
- Старшая группа
- Темочки
А цена этому – детская жизнь.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Известно, что знания, полученные в детстве, наиболее прочны, правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
Учитывая актуальность вопроса, я выбрала тему своей работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»
Выбранная мною тема важна по целому ряду причин:
1. Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий.
2. Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету.
Мной была поставлена цель: Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах села и города.
Исходя из этого, я поставила следующие задачи:
1. Обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
2. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
3. Формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
4. Укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
В своей работе на начало обучения детей правилам дорожного движения, я опиралась на возрастные и психологические особенности дошкольников. Программа «От рождения до школы» предусматривает обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах города, села.
Изучение правил дорожного движения опирается на решение программных задач формирования у детей умения ориентироваться в пространстве, когда они уже умеют различать левую и правую сторону, середину, направление вперед, назад и т. д.
Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы.
Проводя работу по обучению ПДД, я использовала ее для воспитания у детей любви к родному краю, для усвоения дошкольниками норм и правил поведения.
В работе я опиралась на такие принципы организации образовательного процесса:
- наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, создания специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Формы работы с детьми:
- Беседы:
- Наблюдения:
- Рассматривание различного вида картин и картинок:
- Видеотека по ПДД
- Просмотр Мультимедийных презентаций
- Занятия познавательного и обобщающего вида;
Формы работы с родителями:
Традиционные:
- Родительские собрания;
- Консультации:
- беседы;
- анкетирование, памятки:
Не традиционные:
- бюро педагогических услуг;
- деловые игры;
- круглый стол;
- дискуссии;
Работа проводилась в течение двух лет.
Прежде всего, была создана предметно развивающая среда:
разработан перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, оформлены картотеки дидактических и подвижных игр, наблюдений, экскурсий, досугов, по ПДД, что позволило проводить знакомство детей с правилами дорожного движения на занятиях разного вида, организовывать целенаправленные экскурсии к проезжей части; оформлен уголок безопасности, в который входит макет улиц и дорог «Автоград», с помощью которого ребята учились решать проблемные ситуации, в уголке ПДД, есть карты-схемы безопасного маршрут от дома до детского сада, по которым дети прослеживали безопасный маршрут до детского сада, подобраны настольно-печатные игры, развивающие игры, подготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм, собрана библиотека детской художественной литературы «Школа светофорных наук», видеотека с мультимедийными поучительными фильмами и слайдами по ПДД, которые использовала как на занятиях, так и в вечернее время.
Учитывая тот факт, что обучение детей правилам дорожного движения должно быть увлекательным, подобрала и выучила с воспитанниками стихи и загадки о дорожных знаках, транспорте, которые потом включила в досуг по ПДД «Зелёный огонёк», провела ряд занятий (Комплексное занятие: «Велосипедист, в школе дорожных наук», где дети под руководством сотрудника ГИБДД показали свои знания и умения на автоплощадке ДОУ,
оказала открытое районное занятие «Через калейдоскоп сюжетно-ролевых игр», были проведены экскурсии к проезжей части, к пешеходному переходу, к светофору, наблюдали за работой сотрудников ГИБДД.
Знания, приобретенные во время прогулок, экскурсий по улицам села, наблюдение за поведением пешеходов, движением транспорта, затем уточнялись, дополнялись, совершенствовались в разных видах деятельности, закреплялись на занятиях: дети выполняли аппликацию» Светофор», рассматривая картину «Улица города» - строили улицы для мелких игрушек. Формируя элементарные математические представления, учила различать правую, левую руку, дифференцировать понятия «направо», «налево», «середина»).
В подготовительной группе была реализована проектная деятельность.
В условиях проекта «Безопасная дорога детства» дети познакомились с составными элементами улицы, научились различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение, а также закрепили правила поведения в пассажирском транспорте. Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по теме, «Опасные ситуации на дорогах», чтение художественной литературы, составление сказок по ПДД, театр на магнитах, дидактические игры «Куда спрятался знак», «Какой предмет лишний», изготовление машин, зданий из бросового материла и использование их в самостоятельной игровой деятельности. В ходе развлечения «Школа дорожных наук!», дети вспомнили виды деятельности, которые предшествовали развлечению. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
На физических занятиях учили детей двигаться в определенном направлении, находить свое место. Проводя подвижные игры «Светофор», «Шагомер» «Найди свой цвет» и т. д. в которых закрепляются навыки пространственной ориентировки, умение различать цвета. У детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки. Постепенно подвожу детей к усвоению правил дорожного движения, побуждая их активно пользоваться словами, обозначающими направление и место предметов.
Расширяются представления детей: улица бывает широкой и узкой; по проезжей части движутся машины; переходы подземные, наземные; пешеходы должны двигаться по правой стороне тротуара и т. д.
Большое внимание было уделено играм, способствующим развитию речи
- словесные игры: «Подбери признак», «Подбери действие», «Скажи слово с нужным звуком», «Придумай предложение», «Составь загадку о транспорте», «Хорошо – плохо», «Образовать прилагательное от существительного», «Я знаю пять…», «Сочиняем сказку», «Дорожные слова» и др.
Далее дети знакомились с дорожными знаками. Перед детьми ставились все новые и новые задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления, умение применять знания на практике. В распознавании дорожных знаков, в умении классифицировать их, в закреплении знаний о назначении дорожных знаков.
Большую помощь оказали игры: «Дорожные знаки», «Играй да смекай!», «Подумай – отгадай», «Веселый жезл», «К своим знакам», «Домино», «Лото» и др.
- сюжетно-дидактические игры: «Наше село и его транспорт», «Нам на улице не страшно»
- сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Пешеходы», «Пассажиры», «Я - регулировщик», «Автозаправочная станция»;
- игры на макете: «Перекресток», «Микрорайон детского сада»; моделирование проблемных ситуаций «Как пройти через дорогу»;
-настольно-печатные игры: настольно-развивающая игра-лото, «Транспорт наземный, воздушный, водный», «Дорожные знаки», «Домино, дорожные знаки» «Собери знак из пазлов» и др.
Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только педагогической командой дошкольного учреждения и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей.
В работе с родителями использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, круглый стол, дискуссии). Из своей практики знаю, что эффективными эти формы станут только при условии внедрения педагогики сотрудничества.
При выборе форм общения с родителями я руководствуюсь принципом отсутствия назиданий. Например, при организации Круглого стола на тему «Научите ребенка правильно вести себя на дорогах», провела анкетирование родителей с целью выявления их понимания, связанного с соблюдением правил дорожного движения.
Хороший эффект в воспитании ребенка в семье имеют буклеты-памятки, с рекомендациями типа: «Знай, правила дорожного движения», которые считаю удобной формой взаимодействия с родителями, т. к. они небольшие по размеру, удобные в пользовании, каждый родитель может взять такой буклет с собой;
Предлагала родителям специальные задания: игра-тренинг «Ловушки на дорогах», Моделирование проблемных ситуаций. При регулярных рекомендациях они учатся сами соблюдать и выполнять правила дорожного движения и учат ребенка видеть, предвидеть и избежать.
Еще одна форма работы с родителями, используемая мной, педагогические ширмы, в которых родителям даем четкие, конкретные практические советы по узкой теме. При этом ответы даем родителям только на интересующие их вопросы: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание.
Внедряю такую форму работы с родителями, как консультации. Здесь напоминаем родителям, как правильно переходить дорогу с ребенком, правила поведения в транспорте. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания есть у детей, показать необходимость этих знаний для формирования основ безопасности у дошкольников.
Проводилась акция: «Дети за безопасность дорожного движения», где дети и сотрудники ДОУ держали плакаты с призывами соблюдать правила дорожного движения, мы с детьми раздали листовки обращения водителям: «Водитель, будь внимателен!»;
Пропаганда в СМИ в газете «Сельская новь» под заголовком «Быть примером для ребенка» дала советы родителям о важности самим соблюдать правила дорожного движения.
Работа по закреплению дорожных знаков, отработке действий в различных проблемных ситуациях продолжалась и в летний оздоровительный период на транспортной площадке на территории детского сада и в игровом центре «В гостях у Светофорчика».
Подводя итог работы за 2 года, надо отметить: расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;
-дети научились распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
- овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их;
- обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях плохой погоды;
- значительно расширился и обогатился словарный запас детей;
Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.