Елена Перетягина
Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных методов и приемов
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способности. Развитие в наших детях качеств творческой личности - одна из важнейших задач современного ДОУ. Творить вместе с детьми, уважать решения детей – вот главная задача родителей и педагогов. Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие личности ребёнка.
Публикация «Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных методов и приемов» размещена в разделах
На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, наиболее доступным видом работы с детьми является изобразительная деятельность, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество и имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Как показывает практика, очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей учитывая потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей, чтобы выразить свои фантазии. Между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого. А это значит, требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Также немаловажно создание условий для художественно – эстетического развития детей, конструктивной, социально-коммуникативной деятельности и т. д., так как развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится - разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся.
Активность в разных видах деятельности: среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой, должна быть интенсивно развивающей, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Создание предметно - пространственной развивающей среды.
Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие многообразие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Целью формирования творческого мышления является : развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.
Формирование творческого мышления дошкольников способствует :
-развитию способности нестандартно мыслить;
-готовности к активности творческого характера;
-умению создавать креативные продукты собственной деятельности;
-формирование эстетического отношения к миру;
-быстрое достижение результата;
-получение удовольствия от работы.
Задачами являются:
-формировать позицию художника- творца;
-побуждать самостоятельно выбирать техники изображения при создании образов;
-привлекать к творческому экспериментированию;
-содействовать освоению базовых нетрадиционных техник рисования, аппликации, конструированию, театрализованной деятельности и т. д.
Какой же из этого можно сделать вывод?
-формирование творческого мышления детей посредством использования нетрадиционных форм и методов способствует развитию творческих способностей детей;
-стимулирует творческую активность, мышление, воображение, погружает ребенка в атмосферу творчества;
-роль педагога, сформировать способность у детей в том, что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования.
Именно нетрадиционные техники их формирование мышления посредством использования нетрадиционных методов и приемов создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Формирование творческого мышления путем нетрадиционной техники не позволяет копировать образец. В процессе всех видов ребенок испытывает разнообразные чувства.
Ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает навыками, умениями, новыми нетрадиционным техникам, учится осознанно их использовать. А главное то, что это играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Главное для педагога, помнить ряд правил: поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим; не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему; уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была.