Папки-передвижки

Развитие любознательности у детей дошкольного возраста посредством использования регионального компонента

Татьяна Филатова
Развитие любознательности у детей дошкольного возраста посредством использования регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие любознательности у детей дошкольного возраста посредством использования регионального компонента

Слайд 1

Сообщение темы консультации

Слайд 2

Если б я родился не в России,

Что бы в жизни делал? Как бы жил?

Как бы путь нелёгкий я осилил?

И, наверно б, песен не сложил.

Известные стихи Алексея Фатьянова, нашего земляка раскрывают значимость родного края в формировании его судьбы.

Уже в наше время аналитики фатьяновского творчества отмечали: «Чувство Большой Родины опиралось у Фатьянова на чувство Малой Родины, то есть того места, где ты родился и откуда начал свой путь»

Слайд 3.

Публикация «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста посредством использования регионального компонента» размещена в разделах

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Предназначение дошкольного образования, как социальный заказ современного общества, состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, её социальных и культурных навыков.

Слайд 4.

В ФГОС впервые определил такую образовательную область как «Социально – коммуникативное развитие». Актуальностью данной области является необходимость подготовки подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном с разнообразием культур обществе. Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому важно именно в дошкольном детстве заложить патриотические основы.

Слайд 5.

Что такое патриотизм? Патриотизм – это любовь к Родине, земле на которой родился и вырос, гордость за исторические достижения народа, готовность подчинить личностные интересы общим, самоотверженно служить стране и защищать её. Патриотическое воспитание – это формирование патриотических взглядов и убеждений, чувств и норм поведения, преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность своего народа.

Слайд 6

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю, не понимают пожилого человека. Поэтому реализация регионального компонента осуществляется с учетом того, что ребенку близко и знакомо, т. е. с учетом местных условий.

В нашем ДОУ для формирования гражанско-патриотических чувств разработана парциальная программа «МОЯ ЗЕМЛЯ - МОЙ ДОМ»

Слайд 7. Многолетний опыт ДОУ по данной проблеме выявил, что наиболее эффективными для реализации данных задач являются направления:

Мир людей

Мир природы

Гражданство

История

Культура

Слайд 8

Задачи программы реализуются через все образовательные области

Слайд 9

Система и последовательность работы выстроена в определенном алгоритме: от более значимого и близкого ребенку понятия «Я. Кто я? Что я? До постепенного освоения ближнего и дальнего окружения.

Слайд 10

Содержание материала распределяется с учетом возраста.

Слайд 11.

Для освоения содержания используются вариативные технологии современного поколения:

-Информационно - коммуникативные технологии;

-Технологии «Портфолио дошкольника»

-Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

-Технологии проектной деятельности

Слайд 12.

Например, в технологии «Портфолио дошкольника» в проекте семья дети совместно со взрослыми выполняют задание «Генеалогическое древо семьи» В процессе работы у детей возникает ситуация, когда необходимо выяснить: Кто бабушка (дедушка,

прабабушка (дедушка? Кем они были? Чем занимались?

Как выглядели? Где жили?

В процессе тематической недели, посвященной Дню победы дети изготавливали, совместно со взрослыми, мини - газету «Герои в моей семье». В процессе деятельности дети получили ответы на вопросы:

Кто в семье совершил героический поступок?

Какие есть награды у членов семьи? За что?

В какой области? Зачем это было нужно

Слайд 13 Технологии проектной деятельности очень широко распространена в настоящее время. При реализации проекта «Мы космонавты» дети осуществляли поиск информации для конструирования корабля:

Какие бывают космические корабли?

Особенности строения

космического корабля. Почему?

Какие качества должны быть

у космонавтов? Почему?

Слайд 14

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми способствуют установлению новых форм педагогического сотрудничества взрослых и детей : от педагогического воздействия к педагогическому взаимодействию (не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому).

Так в реализации проекта «Безопасный маршрут от дома до детского сада» каждый ребенок разрабатывал свой маршрут. При этом ему пришлось не только осознанно, может быть в первый раз в жизни, пойти по пути от дома до детского сада, но и найти ответы на вопросы. Почему этот путь безопасен. А если бы я пошел другой дорогой?

Для создания в совместной деятельности с детьми тематического домино «Что из чего?» воспитатели вначале провели экспериментальную деятельность, в процессе которой дети «провели открытия» «что и из чего сделано».

В процессе экспериментов дети изучили различные материалы, их свойства, назначения. Создание условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей, позволило построить субъект-субъектное взаимодействие педагога с детьми…

Слайд 15

В ДОУ применяются информационно-коммуникационные технологии с использованием мультимедийных презентации, клипов, видеофильмов, содержание которых отражает региональный и местный компонент.

Сегодня вашему вниманию будет представлена непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ

Слайд 16

Сегодня в обществе востребован человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса.

Особый вид интереса — интерес к познанию или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область — познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребёнок получает знания.

Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у воспитанников постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами должны найти.

Слайд 17

Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно. Учёные называют следующие этапы/стадии его развития : любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

И хотя их выделение является в значительной степени условным, наиболее характерные признаки каждого из них являются общепризнанными.

Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание ребёнка. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. (Не зря ФГОС взял это как один из ориентиров) Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. (Пример щенка из сказки «Кто сказал «мяу»?»)

Слайд 18

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно любознательность ребенка сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

Слайд 19

Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выявить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Основа любознательности - активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок способен к длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственного или практического задания.

Слайд 20

Вместе с тем, очевидно, что любознательность, как познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством в равной мере.

К тому же в результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний.

Ситуация усугубляется тем, что в большинстве школ обучение начинается с шести лет, а интеллектуальная подготовка к школе осуществляется уже с 4,5-5 лет.

При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому.

Слайд 21

Диагностика любознательности, как познавательной потребности.

Показатели выраженности познавательной мотивации:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Выраженность этих трех показателей мотивации оценивается по четырехбальной шкале (от максимальной выраженности качества (4 балла) до 0 баллов – полного его отсутствия).

Данную диагностику Вы можете сегодня провести на будущем НОД

Слайд 22

Развитие познавательной мотивации.

При выборе конкретных методических приемов следует предлагать детям ситуации, соответствующие возрастным особенностям и возможностям старших дошкольников, охватывать различные виды познавательной деятельности (то есть включать как действенный, так и образный способ познания).

Среди условий, способствующих становлению познавательной активности, большинство авторов называют игру и общение со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное - взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи.

Основные принципы:

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность (ПД). Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации ПД, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Слайд 23

Вопросы ребенка считали основной формой проявления любознательности, познавательных интересов.

Содержание детских вопросов разнообразно.

По свидетельству психологов, нет ни одной сферы знаний, которая бы не касалась вопросов детей. Так, за последние 5 лет дети стали много спрашивать о религии, церкви, обряды. С течением времени вопрос меняются по форме.

Детей 2-3 лет интересует название предметов, их свойства и качества. Они задают вопросы вроде где, Кто, Что, Какой? Детям 4-4,5 лет свойственна активная мыслительная трансформация впечатлений об окружающем мире. Их вопросы направлены на выявление связей, отношений между предметами и явлениями действительности: на систематизацию представлений, на нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме почему, Для чего?

Для детей 5-6 лет часто задаваемые вопросы о предметах или явлениях. Пик вопросов приходится на возраст 4,5-5 лет.

Почему количество вопросов уменьшается? Однозначного ответа ученые не могут дать. Одни считают, что у ребенка столь уж развито мышление, они пытается сами найти ответы на вопросы.

По мнению других, уменьшение количества вопросов обусловлено условиями воспитания и обучения.

Взрослые не стимулируют любознательность детей, в основном выражают недовольство по поводу их вопросов.

В результате у ребенка возникает впечатление, что задавать вопрос - значит демонстрировать свое незнание.

Слайд 24

Самая большая ошибка взрослых в воспитании современных детей - навязывание знаний. «Не торопись навязывать знания ребёнку. Пускай истинный мир, явления и предметы…проходят перед ним в возможно большем количестве»,- говорил И. Г. Песталоцци, и тогда естественная пытливость и любознательность ребенка восполнит все то, а может и больше того, что ты хотел ему дать.

Слайд 25 Воспитание «любознашек» и «почемучек» на основе регионального компонента с учетом местных условий позволяет дошкольному образовательному учреждению реализовать задачи ФГОС, достичь Целевых ориентиров на этапе завершения

дошкольного образования.

Список использованной литературы

1. Арапова Н. А. Мой родной дом. – М: Просвещение, 2005.

2. Демин В. Н. Тайны русского народа. – М: Просвещение, 1999.

3. Жуковская Р. И. Родной край. – М: Просвещение, 1990.

4. Каргин С. А. Народная художественная культура. – М: Просвещение, 1997.

5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - М: Просвещение, 1980.

6. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. - М: Просвещение, 1980.

7. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М: Просвещение, 1972.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» разработан с учетом принципа :- реализация Программы в формах,.

Консультация для родителей «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста средствами геокешинга» «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста средствами геокешинга» «Чем увлечь детей? Какие новые игры придумать?».

Консультация для родителей на тему «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста» Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С. И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный - склонный к приобретению новых.

Использование регионального компонента в работе с детьми младшего дошкольного возраста «Мой родной сибирский край» Уже в младшем дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно.

План по самообразованию по теме «Развитие речи старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий» Актуальность: Современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками, так как с раннего.

План саморазвития «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр» муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №1 «Петушок» г. Богородска План профессионального.

Презентация «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом посредством регионального компонента» Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного.

Рекомендация для родителей «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста» «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста» Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С. И. Ожегова можно.

Развитие любознательности и познавательного интереса детей раннего возраста посредством экспериментирования со льдом ТЕМА: Развитие любознательности и познавательного интереса детей раннего возраста посредством экспериментирования со льдом. Цели и задачи:.

Развитие речи детей раннего возраста посредством использования игровой инновационной технологии — лэпбука Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста. Поэтому, так важно уделять особое внимание речевому развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие любознательности у детей дошкольного возраста посредством использования регионального компонента
Опубликовано: 27 февраля 2019 в 13:45
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста посредством использования регионального компонента» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Филатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД