Ирина Махова
Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приемов
▼ Скачать + Заказать документы
Весь современный мир и Россия, в том числе, живет в условиях нарастающего количества чрезвычайных ситуаций самого разнообразного характера. Сегодня необходимо обеспечивать безопасную жизнедеятельность воспитанников. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. В связи с этим детский сад должен вести постоянную работу в этом направлении, искать новые решения к моделированию системы безопасности и жизнедеятельности дошкольников.
Публикация «Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приемов» размещена в разделах
Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие основные формы работы по данной проблеме:
•ознакомление с правилами безопасности на специально-организованных занятиях;
•ознакомление с правилами безопасности посредством чтения и
обсуждения литературных произведений, познавательных бесед;
•организация тематических конкурсов детских рисунков и поделок;
•использование тематических альбомов и плакатов, дидактических игр
и пособий;
•встречи с интересными людьми профессии «пожарный», «полицейский», «врач», и др. ;
•экскурсии на предприятия, отнесенные к структуре МЧС;
•просмотр презентаций по данной тематике;
•игры-драматизации, развлечения;
•познавательные минутки;
•проекты.
Проведем экскурс по методам ознакомления детей с основами безопасности :
Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для понимания своей «картины мира».В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами. Важна и специальная организация наблюдений за поведением носителей нормы.
Метод сравнения.
Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагается изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а как задача: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т. д. Следует сказать о средствах ознакомления детей с основами безопасности : это социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу. Во время экскурсий обращайте внимание детей на «социальный портрет» окружения, в котором находится наш детский сад. В него входят: описание социальных объектов ближайшего окружения (школа, магазины, библиотека); железная дорога, перечень улиц. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребёнка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Дети могут не замечать предметы, не интересоваться ими до тех пор, пока вы не укажете на них, не создав условия для действий с предметами. Лишь в этом случае предмет субъективно – для данного ребенка - станет средством познания мира. В группе есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей : электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, лекарства, пылесос. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов необходимо вести беседы, рассуждения. Какие еще опасности спрятаны в группе до поры до времени?
Художественная литература.
В группах имеются литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Особое место необходимо уделяется сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность.
Игра.
Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. К другой группе относятся виды деятельности, которые дают возможность ребенку приобщаться к миру людей в реальном плане. Это предметная деятельность, труд, наблюдения.
Предметная деятельность.
Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире. В группе должны быть
предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, пылесос).
Труд.
Ребёнок начинает подражать взрослым, делая попытки подмести пол, постирать кукольное бельё, протереть пыль. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности.
Досуговые мероприятия
- это всегда праздник для детей,
используются различные формы : праздники, викторины, спортивно-игровые программы, досуги, развлечения.
Учебная деятельность.
В процессе обучения в НОД ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию. Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Одной из основных задач, которые должен решить педагог, ставящий перед собой целью формирование основ безопасного поведения у дошкольников, это – создание определенных условий. В решении данной задачи более актуален деятельностный подход – как условие по ознакомлению детей с основами безопасности.
Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. В свою очередь необходимо использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.
Пространственно – предметное окружение.
В группе создается пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности : разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, видеофильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Юные пожарные» и т. д. Проводя системную работу по ознакомлению детей с основами безопасности, можно добиться того, что дети продемонстрируют высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появится стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Они научатся выделять основной круг опасных предметов домашнего обихода, будут иметь полные, точные представления о мерах предосторожности, понимать и аргументировать значимость их соблюдения; будут знать, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации. Появится потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. Как уберечь ребёнка от опасностей в этом сложном мире? Как избежать тяжёлых последствий? Ответы найдены. Это принципы работы с детьми по данному направлению.
К ним относятся:
- не заучивать с детьми правила дорожного движения, а обучать их правилам безопасного поведения на улицах;
- чаще использовать наблюдения в реальной обстановке;
-применять разные формы работы (викторины, конкурсы, использовать театральную деятельность применение методов проекта;
- работа должна проводиться во взаимодействии с семьями, так как именно родители являются авторитетом для ребёнка.
Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Используем самые различные методические приемы :
1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т. д.
2. Изучаем литературу, посвященную безопасности и здоровому образу жизни детей.
Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.
3. Обращаем внимание на иллюстрации.
У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел — то и будет стоять у него перед глазами.
4. Задаем вопросы.
Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо, он все равно вас понимает. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А нам как раз это и нужно.
Побуждаем малыша задавать вопросы нам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное — не отойти от темы).
Реагируем эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.
5. Прогулка.
Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 3-4-летние дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам…
Включая в прогулку подвижные игры и физические упражнения, мы укрепляем детский организм.
6. Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей.
Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот мы играем вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей познавательных процессов.
Если нам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, мы обязательно похвалим его. Это помогает ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно ругать его — спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.
Работу с детьми необходимо проводить систематически. Обучение безопасному поведению — это работа на много лет. Тут одной - двумя беседами ничего не достигнешь.
Цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.
Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяем, усвоил ли ребенок сказанное нами. Выясняем, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.
Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.
Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.
Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.