ЛЯШКО ТАТЬЯНА
Консультация «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые идея использования песка в игре была реализована английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 30-х годах XX века с больными и психологически неблагополучными детьми. М. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшими проективную игру с различными предметами и куклами. Дети называли этот процесс «строить мир». М. Ловенфельд так и назвала свою методику - техника построения мира.
Публикация «Консультация „Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Аниматор Кэролин Лиф создала первый «песочный» мультфильм. Ее опыт положил начало новому виду творчества - рисованию песком. Техника рисования песком на подсвеченной поверхности стола отличается от игры с песком, где в песочнице с помощью воды и различных фигурок создаются миры, миниатюрные игрушки (звери, люди, дома, мосты, пирамиды, деревья и т. д.).
Рисование песком обладает художественными достоинствами и терапевтическим эффектом. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, рисунки из него легко трансформируются, помогают осознать эмоциональные состояния и самые глубокие душевные переживания, дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «я».
Комплект для работы с песком SandArt может применяться воспитателями и педагогами-психологами в образовательных целях: подготовке к обучению грамоте, основам изобразительной деятельности; развитии познавательных процессов; расширении кругозора; совершенствовании мелкой моторики и координации движений; развитии воображения и творческих способностей дошкольников.
Рисование песком выступает в качестве эффективного метода коррекционного воздействия. Например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера. В других ситуациях песочная терапия может выступать как вспомогательное средство, позволяющее стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение и т. д.
В работе с песком используются следующие методы и формы организации взаимодействия с детьми :
-песочная терапия, игры с песком;
-игровая терапия (театрализованная деятельность, игровые упражнения и задания);
-сказкотерапия (сочинение сказок, разыгрывание придуманного сюжета);
метод продуктивной деятельности (рисование, конструирование с применением инновационных технологий).
Техника рисования песком на стекле позволяет решить ряд проблем, возникающих у детей от 3 до 18 лет. В частности, данную технику можно использовать в работе с детьми, для которых характерны агрессивность, непослушание, гиперактивность, неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары, трудности в общении с другими детьми и взрослыми, а также с детьми, имеющими разного рода психосоматические заболевания.
Дети, рисующие песком, имеют возможность прикоснуться к глубинному, подлинному «я», восстановить свою психическую целостность, расслабиться и снять напряжение. Техника помогает войти в контакт со своими чувствами, а иногда данное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми.
В играх с песком делается дополнительный акцент на развитие тактильной чувствительности, «мануального интеллекта» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих игр в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, повышается мотивированность ребенка к выполнению заданий. С другой - более интенсивно и гармонично развиваются познавательные процессы. Как следствие, использование песочницы дает комплексный образовательный и терапевтический эффект.
При использовании техники рисования песком с детьми необходимо соблюдать следующие условия:
1. Адоптировать логику взаимодействия к интересам детей.
2. Работа должна проходить в творческой, доброжелательной обстановке. Важно создать пространство для самовыражения детей, не устанавливать жестких рамок и правил.
3. Не стоит предлагать ребенку стандартные решения, важно поддерживать и побуждать его в поиске своих ответов на вопросы.
4. Можно предлагать детям самостоятельно выбрать положение для работы, например, работать стоя, получая больше свободы движений.
Терапевтические игровые сеансы с младшими дошкольниками стоит проводить один - два раза в неделю, продолжительностью 15-20 минут. Можно выделить общую структуру игровых сеансов с песком:
Вводная часть:
-ритуал приветствия и вхождения в работу;
-ознакомление с правилами (напоминание правил) работы с песком
Основная часть:
-упражнения или игры, направленные на развитие разных сторон познавательно-исследовательской деятельности;
-упражнения на уменьшение (снятие) эмоционального напряжения;
-упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
-расслабляющие упражнения с использованием музыки
Заключительная часть
-ритуалы прощания и «выхода».
При выборе видов заданий, упражнений и игр учитывается ведущий вид деятельности. В среднем и старшем дошкольном возрасте это - игра. Для младших дошкольников - предметно-манипулятивная деятельность. Чтобы сеанс состоялся, детям необходимо усвоить правила. Эти правила отрабатываются- включается механизм естественной регуляции игрового взаимодействии, дети получают опыт преодоления трудностей, самостоятельного выхода из проблемных ситуаций.
Рисование песком является прекрасным средством развития и саморазвития детей. Песок снимает стресс, снижает нервно-психическое напряжение, способствует появлению положительных эмоций, помогает научиться, не бояться совершать ошибки, от которых, как известно, не застрахован никто.