МААМ-картинки

Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ

Ирина Жабина
Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».

Актуальность технологии. Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению. Ведь именно наши психологические качества определяют легкость и быстроту усвоения информации, понятий, принципов и т. п. Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже наблюдаются. А ТРИЗ позволяет их снять, «убрать» боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения.

Публикация «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ» размещена в разделах

Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, можно сделать вывод, что существует необходимость заменить традиционную технологию воспитания и обучения на инновационную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы.

Новизна педагогического опыта. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важной особенностью считается применение методов и приемов ТРИЗ в процессе ознакомления дошкольников в познании окружающего мира и развития речи.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой; разработаны формы и методы обучения активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Задачи:

• формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;

• развивать способность быстро входить в новые предметные области;

• развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;

• адаптировать к динамичной картине мира;

• развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью;

• воспитывать творческую личность.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения, поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности, игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений, практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения).

Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на занятиях в детском саду является привитие ребёнку радости творческих открытий. Для решения этой задачи необходимо:

- организовывать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;

- использовать специальную Игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает своё мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие – выбрать игрушку необычную, оригинальную. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия;

- в конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что нового узнали? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводить в самых разных формах: игры «Копилка новостей», «Интервью», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее (Вот мы сегодня узнали о, а на следующем занятии узнаем, почему). При этом стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими, режимными моментами.

Технология ТРИЗ работает как в организованной, так и в совместной деятельности.

1. этап (подготовительный) – вторая младшая группа;

2. этап (ознакомительный) – средняя группа;

3. этап (изобретательный) – старшая группа;

4. этап (синтеза) – подготовительная к школе группа.

Методы составления сказок применяются на заключительном этапе синтеза и являются одними из самых сложных, но интересных упражнений, так как из одной и той же исходной сказки (сказок) может получиться много различных вариантов. На практике применяются следующие методы составления сказок: «Салат из сказок»; «Выкладывание карт»; «Маленькие человечки»; сказка «наизнанку»; «Сказка в заданном ключе»; мозговой штурм.

Еще один немаловажный аспект: творческие задания не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых - научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!».

Сюжеты подсказывают различные книги, в первую очередь, сказки, современные мультфильмы. Проводятся игры с детьми: путешествия, походы по сказкам, в сказочный лес, на вершину горы, в подводное царство, на различном сказочном транспорте: на космопоезде, на машине времени, на корабле невидимке, на волшебном космическом самокате. Где мы узнаем, что-то новое и интересное. Даже самые обычные темы можно сделать интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид.

Поэтому основной задачей является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.

Для решения поставленных задач используются следующие методы ТРИЗ:

• Метод «Мозговой штурм» (автор - морской офицер Алекс Осборн).

• Круги Луллия (автор – Раймонд Луллий). Для определения уровня развития воображения и творческого мышления проводятся тренинги в виде игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой).

• Морфологический анализ. При сочинении сказок по таблице используем алгоритм по методу В. Я. Проппа («Морфология сказки»). Создание фантастического образа осуществляю в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т. д.).

• Ступенчатый Эвроритм. Главное при работе по этажному конструированию не результат, который при обсуждении получится, хотя он тоже важен, а анализ ситуации, планирование и обсуждение будущих действий.

• Творческие задачи. Активно использую алгоритм решения изобретательских задач, адаптированный к работе с дошкольниками Т. А. Сидорчук. Барьером к активному использованию в работе творческих задач является недостаточное количество примеров в ТРИЗ - литературе, исходя из этого разработано несколько творческих задач, которые используются в работе.

• Типовые приемы фантазирования. Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. Разработано подборка игр с элементами ТРИЗ «Творческие задания для дошкольников».

Одной из важнейших задач обучения дошкольников является формирование речи.

Пособие «Гусеничка». Цель: формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

Обучение составлению сравнений и загадок. При составлении загадок используются наглядные модели: таблицы, дидактическое пособие «Загадки от солнца». С детьми составлены загадки и оформлены в виде альбома «Наши загадки».

Загадка «да – нетка» по сюжету литературных произведений.

Модели составления сказок. «Волшебная дорожка». В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия, и многому может научиться.

Вывод. Методы данной технологии позволяют успешно решать задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Главное, у детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

Используемая литература:

- Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991.

- Белоусова Л. Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б. Б. Финкелынтейн. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

- Богат В. Ф. ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2001. №№1,2,3. 2002. №2.

- Богат В. Ф. Творческие задачки. Ребёнок в детском саду. 2008. №6.2009. №№1,2.1.

- Венгер Л. А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». – М. : «ГНОМ – ПРЕСС», 1999.

- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1991.

Публикации по теме:

Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приемов Весь современный мир и Россия, в том числе, живет в условиях нарастающего количества чрезвычайных ситуаций самого разнообразного характера.

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Развитие положительных взаимоотношений детей и родителей посредством совместной творческой акции «Подарок Мурманску»Развитие положительных взаимоотношений детей и родителей посредством совместной творческой акции «Подарок Мурманску» Цель: воспитывать чувства любви и гордости к своей Родине, родному краю, городу. Задачи: • закреплять знания детей о родном городе как.

Презентация: «ТРИЗ в развитие творческой личности дошкольников» ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников. Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного.

Развитие активной речи детей 2–3 лет посредством использования адаптированных приемов технологии критического мышления Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию пробный план работы по развитию речи детей 2-3 лет с помощью приемов ТРКМ. Всем педагогам.

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством книги — мультисборника игр по логике Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством книги – мультисборника игр по логике Выполнил: Ахунова АР Цель повышение.

Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ В настоящее время важно, чтобы современный ребенок.

Развитие творческого мышления средствами ТРИЗ Творческое мышление - это активная целенаправленная деятельность, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Одной из самых.

Развитие творческой активности детей посредством нетрадиционного рисования РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ Подготовил: воспитатель МБДОУ д/с № 19 «Золотой петушок» Коваленко.

Развитие речи детей посредством внедрения инновационных методов и приемов в ДОУ "Развитие речи детей посредством внедрения инновационных методов и приемов в ДОУ "Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 12:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Жабина (УИ 1796694) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД