Ирина Жабина
Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».
Актуальность технологии. Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению. Ведь именно наши психологические качества определяют легкость и быстроту усвоения информации, понятий, принципов и т. п. Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже наблюдаются. А ТРИЗ позволяет их снять, «убрать» боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения.
Публикация «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, можно сделать вывод, что существует необходимость заменить традиционную технологию воспитания и обучения на инновационную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы.
Новизна педагогического опыта. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важной особенностью считается применение методов и приемов ТРИЗ в процессе ознакомления дошкольников в познании окружающего мира и развития речи.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой; разработаны формы и методы обучения активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Задачи:
• формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
• развивать способность быстро входить в новые предметные области;
• развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
• адаптировать к динамичной картине мира;
• развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью;
• воспитывать творческую личность.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения, поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности, игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений, практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения).
Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на занятиях в детском саду является привитие ребёнку радости творческих открытий. Для решения этой задачи необходимо:
- организовывать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;
- использовать специальную Игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает своё мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие – выбрать игрушку необычную, оригинальную. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия;
- в конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что нового узнали? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводить в самых разных формах: игры «Копилка новостей», «Интервью», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее (Вот мы сегодня узнали о, а на следующем занятии узнаем, почему). При этом стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими, режимными моментами.
Технология ТРИЗ работает как в организованной, так и в совместной деятельности.
1. этап (подготовительный) – вторая младшая группа;
2. этап (ознакомительный) – средняя группа;
3. этап (изобретательный) – старшая группа;
4. этап (синтеза) – подготовительная к школе группа.
Методы составления сказок применяются на заключительном этапе синтеза и являются одними из самых сложных, но интересных упражнений, так как из одной и той же исходной сказки (сказок) может получиться много различных вариантов. На практике применяются следующие методы составления сказок: «Салат из сказок»; «Выкладывание карт»; «Маленькие человечки»; сказка «наизнанку»; «Сказка в заданном ключе»; мозговой штурм.
Еще один немаловажный аспект: творческие задания не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых - научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!».
Сюжеты подсказывают различные книги, в первую очередь, сказки, современные мультфильмы. Проводятся игры с детьми: путешествия, походы по сказкам, в сказочный лес, на вершину горы, в подводное царство, на различном сказочном транспорте: на космопоезде, на машине времени, на корабле невидимке, на волшебном космическом самокате. Где мы узнаем, что-то новое и интересное. Даже самые обычные темы можно сделать интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид.
Поэтому основной задачей является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.
Для решения поставленных задач используются следующие методы ТРИЗ:
• Метод «Мозговой штурм» (автор - морской офицер Алекс Осборн).
• Круги Луллия (автор – Раймонд Луллий). Для определения уровня развития воображения и творческого мышления проводятся тренинги в виде игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой).
• Морфологический анализ. При сочинении сказок по таблице используем алгоритм по методу В. Я. Проппа («Морфология сказки»). Создание фантастического образа осуществляю в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т. д.).
• Ступенчатый Эвроритм. Главное при работе по этажному конструированию не результат, который при обсуждении получится, хотя он тоже важен, а анализ ситуации, планирование и обсуждение будущих действий.
• Творческие задачи. Активно использую алгоритм решения изобретательских задач, адаптированный к работе с дошкольниками Т. А. Сидорчук. Барьером к активному использованию в работе творческих задач является недостаточное количество примеров в ТРИЗ - литературе, исходя из этого разработано несколько творческих задач, которые используются в работе.
• Типовые приемы фантазирования. Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. Разработано подборка игр с элементами ТРИЗ «Творческие задания для дошкольников».
Одной из важнейших задач обучения дошкольников является формирование речи.
Пособие «Гусеничка». Цель: формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.
Обучение составлению сравнений и загадок. При составлении загадок используются наглядные модели: таблицы, дидактическое пособие «Загадки от солнца». С детьми составлены загадки и оформлены в виде альбома «Наши загадки».
Загадка «да – нетка» по сюжету литературных произведений.
Модели составления сказок. «Волшебная дорожка». В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия, и многому может научиться.
Вывод. Методы данной технологии позволяют успешно решать задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Главное, у детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.
Используемая литература:
- Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991.
- Белоусова Л. Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б. Б. Финкелынтейн. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Богат В. Ф. ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2001. №№1,2,3. 2002. №2.
- Богат В. Ф. Творческие задачки. Ребёнок в детском саду. 2008. №6.2009. №№1,2.1.
- Венгер Л. А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». – М. : «ГНОМ – ПРЕСС», 1999.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1991.