Оксана Воронина
Развитие познавательных интересов детей посредством использования разнообразных методов экологического направления
"Человек, в сущности, не думает о том, что
у него под ногами. Всегда мчится… и -
самое большое - взглянет, как прекрасны
облака у него над головой. И ни разу не
поглядит себе под ноги, не похвалит: " как
прекрасна почва".
Карел Чапек
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы. На нашей планете в последнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому, задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.
Публикация «Развитие познавательных интересов детей посредством использования разнообразных методов экологического направления» размещена в разделах
Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой - его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу не более высокой ступени.
Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.
На своих занятиях я широко использую игровые приёмы и такие методы и приёмы, как показ иллюстраций и картин, видеослайдов о животных, растениях, о природе, так же провожу беседы на различные темы, организую чтение художественных произведений с детьми, продуктивную деятельность, использую метод экспериментирования. Комплексное использование разнообразных методов и приёмов обучения обеспечивает более высокое качество восприятия материала, его запоминания и применение в жизни, другими словами обеспечивает более высокое качество знаний, умений и навыков.
Для развития познавательных способностей у детей в группе создана развивающая среда, места для осуществления детской деятельности, оборудован уголок природы. Я исхожу из того, что развивающей средой является такая среда, в которой ребёнок может свободно и самостоятельно действовать, задавать вопросы, и сам искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы-опыты поискового и подражательного характера, каждый ребёнок приобретает личный опыт, в основе которого лежит его активная субъективная позиция.
Отправной точкой для самостоятельной деятельности в уголке природы являются сведения, полученные на занятиях или в совместной деятельности со взрослыми, которые дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.
Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их.
Постоянные наблюдения и уход за растениями воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально - чувственного опыта общения с ними.