Ольга Романова
Использование приемов творческого рассказывания в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи является сложным, длительным процессом, требующим большого количества времени и творческого подхода. В основе данного процесса, как правило, заложены различные эмоции, определенная увлеченность говорящего, отношение к субъекту и объекту речи, психологическое развитие говорящего, его эмоциональное состояние, жизненный опыт.
Публикация «Использование приемов творческого рассказывания в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Развитие речи включает не только обогащение памяти ребенка определенным количеством слом, фраз, предложений, но и является хорошо структурированной, последовательной работой, направленной на комплексное развитие ребенка. Данный процесс начинается еще в раннем возрасте и продолжается в течении всей жизни человека.
Если рассматривать методологическую основу данного процесса (в период старшего дошкольного возраста, то можно отметить, что развитие речи включает в себя специфический арсенал методов, определенные упражнения, уникальную программу умений, обеспечивающиеся определенной методикой.
Связная речь – это речь, отображающая все без исключения значительные стороны собственного предметного содержания. Под связной речью, чаще всего, рассматривается смысловое детальное высказывание (ряд логически сочетающихся слов, предложений, фраз, дающие возможность индивиду взаимодействовать с обществом и понимать смысловое значение речевого потока.
В качестве главной функции связанной речи выделяют коммуникативную функцию. Она позволяет индивиду взаимодействовать с обществом и реализуется диалоге и монологе. Данные формы обладают особыми отличительными чертами, которые, играют немаловажную роль в определении методики их развития при обучении детей творческому рассказыванию.
Творческое рассказывание – одна из приоритетных форм организации занятий в ДОУ по формированию у детей связной речи. Рекомендуется использовать методику работы рассказывания по картинкам с определённым сюжетом, пересказывать литературные произведения, заучивать стихи.
В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество рассказов. В старших группах это социальные мотивы.
Во время как группового вида деятельности, так и индивидуального возможным является проведение беседы о том, что представляет собой описание ситуации, сюжетный рассказ, творческий рассказ.
Важной составляющей для использования творческого рассказывания является восприятие дошкольниками художественного текста, который является эталоном для построения собственного рассказа. В психологии отмечается наличие двух основных подходов к восприятию дошкольником художественного мира произведения эмоционально-образный и интеллектуально-оценочный.
Приемы обучения детей дошкольного возраста достаточно разнообразны. Следует заметить, что на разных этапах обучения методика применения этих приемов зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности. Соответственно, использование приемов творческого рассказывания и реальное их применение приводит к разработке иных форм организации.
Подводя итоги вышесказанному, можно рассматривать связную речь как важное социально-значимое явление. Она позволяет ребенку установить связь с окружающими, регулирует и усваивает нормы поведения в обществе, что позволяет в будущем человеку стать активным и членом социума.