Татьяна Кунда
Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы»
НРАВСТВЕННОСТЬ — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. В более узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность представляет собой ценностную структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде
Публикация «Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы» размещена в разделах
Мы используем в разговоре между собой слово нравственность, хотя даже не всегда понимаем, что означает это понятие. Преимущественно мы под ним понимаем определенные нормы этики, которыми должны руководствоваться люди при общении, и в отношениях с другими людьми. Но почему-то для каждого нормы нравственности бывают разными. Для одних это правильное воспитание и поведение. Для других, это чувство такта и честность. Но все соглашаются в одном, что все эти нормы закладываются в каждом человеке еще с детства. И наибольшую роль в правильном воспитании играют родители и окружение.
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. В связи с важностью данного направления мной была выбрана тема работы с детьми «Нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу».
Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Становлению данного опыта способствовали следующие факторы:
- методические объединения;
- посещение курсов повышения квалификации;
- консультации, семинары, открытые просмотры и другие формы работы в МБДОУ;
- работа по самообразованию.
Актуальность моей темы заключается в том, что именно в дошкольном возрасте необходимо развивать ребенка посредством художественной литературы, так как большую часть внимания наших детей занимают компьютеры, которые уже с раннего детства входят в жизнь ребенка. Большое количество мультфильмов, которые наводят ужас. Ребенок должен развиваться всесторонне и книга в этом деле прекрасный товарищ. Народные сказки передаются из поколения в поколения, немного меняются, но смысл остается тот же. Рассказывать сказки является традицией, от которой не надо отказываться, заменяя мультиками с не понятными героями.
Дошкольник учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются переживания. Первоначально дети оценивают чужие поступки – других детей или литературных героев, не умея оценивать свои собственные
В основе моей работы лежит программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е.
Приступая к работе по выбранной теме, составила план работы.
На первом этапе изучила программу и методические рекомендации, познакомилась с учебно – методическим пособием «Социально – нравственное воспитание дошкольников», автор Р. С. Буре. Изучала и использовала передовой опыт педагогов работающих по этой теме. Изучив методическую, научно – популярную литературу, продумала и применяла на практике разнообразные методы и приемы в работе.
Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
Мной был составлен план работы по нравственному воспитанию, состоящий из несколько блоков:
• "Я и все мои друзья";
• "Моя семья";
• "Родная природа";
• "Золотые руки";
• "Милая мама моя"
"Родной свой край люби и знай".
Особую роль отводила занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Знакомство детей с художественной литературой я начинаю с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое.
В течение года познакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы : рассказываю сказки, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями, разучиваю произведения русского фольклора - это детский фольклор, частушки, песенки, прибаутки, загадки, чистоговорки, игры.
Могучим средством воспитания детей младшего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решались самые разные задачи.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы :
- групповые собрания;
- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;
- выставки книг;
- провела открытое занятие с участием родителей;
- совместная творческая деятельность родителей и детей;
- полезные советы;
В течение года проводила индивидуальные консультации и бесед с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т. е. больше внимания уделять своим детям.
Таким образом, в ходе своей работы, я увидела, что у детей сформировалась потребность в слушании художественной литературы. Они проявляют сочувствие к героям произведений, проявляют в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, пытаются высказать свою точку зрения.